15-10-2023
Одержимость | |
Ossessione | |
Жанр | |
---|---|
Режиссёр | |
В главных ролях |
|
Композитор |
Джузеппе Розати |
Длительность |
134 мин. |
Страна | |
Год | |
IMDb |
ID 35160 |
«Одержимость» (итал. Ossessione) — дебютный кинофильм Лукино Висконти (1943) с Массимо Джиротти и Кларой Каламаи в главных ролях. Это первая кинолента, выдержанная в эстетике итальянского неореализма,[1] и, соответственно, один из краеугольных камней в истории итальянского кинематографа. Некоторые ценители, включая Алена Рене, считают «Одержимость» лучшим фильмом Висконти.[2] Филлип Лопате назвал его лучшим кинодебютом в истории кино.[2]
В основу сюжета лёг основательно переработанный сценаристами криминально-эротический роман Дж. Кейна «Почтальон звонит дважды» (1934). Эта книга была рекомендована Висконти его учителем Жаном Ренуаром.[3] До Висконти роман был экранизирован в стиле нуар одним из режиссеров французского поэтического реализма Пьером Шеналем, который экспериментировал с новыми жанрами. Через 3 года после выхода выхода фильма Висконти в Голливуде по роману нему был снят еще один классический фильм-нуар.
Содержание |
В трактире близ Феррары появляется бродяга по имени Джино. Красавец-мужчина привлекает внимание Джованны — уставшей от повседневной рутины жены дородного пожилого трактирщика Брегано. Любовная интрижка быстро перерастает во всепоглощающую страсть. Джино предлагает Джованне бежать от Брегано, однако роковая женщина не готова оставить благополучную и сытую жизнь ради рая с милым в шалаше.
Джино оставляет её на дороге и пускается искать счастья в компании коммивояжёра по прозвищу Испанец. (Этот персонаж, отсутствующий в романе, вводится Висконти в повествование как намёк на бисексуальность Джино).[4] Несмотря на открывшуюся перед ним возможность вольной жизни с близким ему мужчиной, судьба вновь сводит Джино с роковой женщиной.
Брегано приезжает в город Анкона, чтобы принять участие в конкурсе оперных певцов. Свой успех он отмечает пирушкой в компании жены и Джино. На обратном пути ночью его автомобиль попадает в аварию, и Брегано гибнет. Сцена автокатастрофы в фильме не показана, однако всё указывает на то, что под действием уговоров Джованны смерть трактирщика подстроил Джино.
Молодой человек надеется, что теперь-то обретёт долгожданную свободу вместе с Джованной. Однако постепенно ему становится ясно, что женщина слишком дорожит доставшимся от супруга наследством, чтобы покинуть насиженные места. Кроме того, она планирует получить за его смерть крупную страховку, чем вызывает у Джино подозрения в том, что она использовала его для осуществления собственных корыстных планов.
Пока Джино заливает алкоголем гложущую его вину в смерти Брагано, полиция продолжает расследование автокатастрофы. Получив доказательства вины Джино, комиссар полиции отдаёт приказ о его задержании. Поругавшись с Джованной на пыльных улицах Феррары, мужчина проводит время в компании проститутки. Он вовремя узнаёт о грозящем ему аресте и тайно возвращается к Джованне, чтобы начать отношения с чистого листа.
После бурной любовной сцены на пляже влюблённые садятся в машину, чтобы уехать из постылого трактира. В условиях плохой видимости Джино теряет управление автомобилем. Автокатастрофа повторяется, на этот раз перед глазами зрителя. Джованна гибнет, Джино безутешен, и тут появляется полиция, чтобы арестовать его по обвинению в двойном убийстве — Джованны и её мужа.
Фильм снимался на исходе правления Муссолини в обстановке полусекретности на деньги, вырученные Висконти от продажи фамильных драгоценностей. Автор сценария и ассистент режиссёра Джузеппе Де Сантис назвал его «пропитанным ароматом спермы и смерти». Монтажёр Марио Серандреи писал режиссёру: «Это кино особого рода, я такое вижу впервые и обозвал бы его неореализмом» (первое употребление термина).[3] Премьера «Одержимости» в итальянской столице произвела эффект разорвавшейся бомбы:
На фоне бутафорских исторических колоссов и демагогии муссолиниевской кинопропаганды появилась картина, не тронутая полировкой и лаком. Джиротти сыграл беспутного и нагловатого бродягу, которого на преступление толкает не только страсть к женщине, но и душевная неприкаянность, утрата корней.
По требованию фашистских цензоров «оболгавший итальянскую глубинку» фильм был несколько раз перемонтирован, а его негатив был сожжён.[3] По этой причине, а также из-за сложностей с авторскими правами, на протяжении десятилетий фильм был практически недоступен для просмотра. Только на исходе жизни Висконти осуществил его восстановление на основе сохранившегося у него неполного контратипа.
Почтальон всегда звонит дважды
Фильмы Лукино Висконти | |
---|---|
1940е | Одержимость • Дни славы • Земля дрожит |
1950е | Заметки о происшествии • Самая красивая • Мы — женщины • Чувство • Белые ночи |
1960е | Рокко и его братья • Боккаччо-70 • Леопард • Туманные звёзды Большой Медведицы • Ведьмы • Посторонний • Гибель богов |
1970е | Смерть в Венеции • Людвиг • Семейный портрет в интерьере • Невинный |
Одержимость (фильм, 1943).