14-10-2023
«Опыт» | |
---|---|
Служба: | Россия |
Название | «Опыт» |
Класс и тип судна | 14-и пушечный катер |
Тип парусного вооружения | Катер |
Организация | Балтийский флот |
Изготовитель | Главное адмиралтейство, Санкт-Петербург[1] |
Корабельный мастер | И. В. Курепанов |
Строительство начато | 1805[1] |
Спущен на воду | 1806[1] |
Введен в эксплуатацию | 1806 |
Выведен из состава флота | 1808 |
Служба: | Великобритания |
Название | HMS Baltic |
Введен в эксплуатацию | 1808 |
Выведен из состава флота | Продан 1810 |
Основные характеристики | |
Длина по верхней палубе | 20,1 м[1] |
Ширина по мидельшпангоуту | 6,68 м[1] |
Осадка | 2,84 м[1] |
Вооружение | |
Общее число орудий | 14 |
«Опыт» — парусный 14-пушечный катер русского флота. Участник англо-русской войны.
Катер «Опыт» был заложен в Санкт-Петербурге и после спуска на воду в 1806 году вошёл в сотав Балтийского флота.
28 мая 1808 году пришел в составе эскадры Свеаборг для усиления его обороны[2]. 4 июня корвет «Шарлотта» и катер «Опыт» были направлены «для крейсирования от сего порта до Гангута, располагая плавание ваше по сей части Финского залива так, чтобы оба берега его были осматриваемы и для того одно из судов, вам поручаемых, должно держаться ближе к южным берегам, но так, чтобы оба судна были в виду один от другого и могли взаимно через сигналы иметь сношение и в случае надобности соединиться вскоре». Корвет, встретив у Гангута значительное количество неприятельских судов, уклонился от столкновения с ними и укрылся в Балтийском порте. Катер вернулся обратно в порт, потеряв «Шарлотту» из вида, но по приказу вице-адмирала А. А. Сарычева отправлен на ее поиски[3].
На подходе к острову Нарген экипаж катера заметил трёхмачтовое судно без флага и вымпела[4], которое капитан сперва принял за «Шарлотту» и направил к нему катер. На расстоянии пушечного выстрела судно, оказавшееся 50-ти пушечным английским фрегатом «Salset», сделоло холостой залп и подняло английский флаг. Несмотря на неравенство сил «Опыт» вступил в бой с противником. Стихнувший в начале сражения ветер дал возможность катеру на веслах удалиться от неприятеля. Появилась надежда укрыться за Наргенскими мелями. Но прежде чем «Опыт» подошел к отмелям, налетевшим шквалом ветра катер положило на бок[5], изорвав у него все паруса и переломав весла. Усилившийся ветер позволил фрегату быстро догнать катер и открыть по нему огонь с близкого расстояния. В течение четырех чесов экипаж катера отбивался от противника и вынужден был сдаться только, когда катер получил сильные повреждения в рангоуте и корпусе[6] и начал тонуть, а большая часть экипажа была изранена. При этом команда катера так и не спустила Андреевский флаг. Когда вступившие на палубу «Опыта» англичане пожелали спустить кормовой флаг, то это оказалось невозможным, до такой степени крепко прикручен он был веревками к флагштоку[3].
Тяжело раненого Невельского на шлюпке доставили на борт английского фрегата. Лорд Батус «в уважение блистательной храбрости русских» отказался принять саблю от Невельского. Оставшиеся в живых русские моряки были освобождены, а Невельского отправили на лечение в Либаву. Император Александр I, узнав об этом бое, повелел «чтобы Невельский никогда и ни на каком корабле под командой не состоял, а всегда быть бы командиром»[7]. Невельскому было выдано 3000 рублей награды из сумм Его Величества, a команде сокращена служба, и «люди назначены на придворные суда».
Катер «Опыт» был зачислен в состав Английского флота под именем «HMS Baltic», где в 1810 году был продан.
Опыт (катер, 1806).