22-10-2023
«Осётр» | ||
---|---|---|
Protector | ||
|
||
Protector, 1901—1904 год | ||
История корабля | ||
Государство флага | Россия | |
Порт приписки | Владивосток | |
Спуск на воду | 1 ноября 1902 | |
Выведен из состава флота | 4 августа 1913 | |
Современный статус | разделана на металл | |
Основные характеристики | ||
Тип корабля | торпедная подводная лодка | |
Обозначение проекта | тип «Осётр» | |
Главный конструктор | С. Лэк | |
Скорость (надводная) | 8,5 узла | |
Скорость (подводная) | 5,6 узлов | |
Рабочая глубина погружения | 30 м | |
Автономность плавания | 350 миль на 5 узлах, 35 миль на 3,5 узлах под водой |
|
Экипаж | 12 человек, в том числе 2 офицера | |
Стоимость | $ 125 000 (в ценах 1904 года) | |
Размеры | ||
Водоизмещение надводное | 136 т | |
Водоизмещение подводное | 174,4 т | |
Длина наибольшая (по КВЛ) | 19,8 м | |
Ширина корпуса наиб. | 3,4 м | |
Средняя осадка (по КВЛ) | 3,7 м | |
Силовая установка | ||
бензин-электрическая, 2 двигателя по 120 л. с., 2 электромотора по 60 л. с. | ||
Вооружение | ||
Торпедно- минное вооружение |
3 ТА калибра 457 мм: 2 носовых и 1 кормовой. 5 торпед. | |
Изображения на Викискладе |
«Осётр» (до 1904 года — Protector) — российская подводная лодка американской постройки времён русско-японской войны, головной корабль типа «Осётр».
Содержание |
Подводная лодка Protector была заложена в 1901 году на верфи компании Lake Torpedo Boat Company в Бриджпорте, США. Спуск на воду состоялся 1 ноября 1902 года. По результатам испытаний, прошедших в июле-ноябре 1903 года, в конструкцию лодки были внесены некоторые изменения.
В состав ВМС США подлодка не принималась. 24 мая 1904 года был заключен контракт на покупку лодку Российской Империей, а 5 июня лодка уже была включена в списки кораблей Сибирской флотилии. 13 июня 1904 года корабль был доставлен из США на борту парохода «Fortuna» на санкт-петербургский завод Лесснера.
18 июня 1904 года «Фултон» был принят в состав Военно-морского флота России под именем «Осётр». 25-28 сентября того же года корабль прошёл приёмочные испытания, а в декабре — отправлена по железной дороге во Владивосток.
12 мая 1905 года «Осётр» спущен на воду во Владивостоке, 11 июня вошёл в состав Отряда подводных лодок. Ввод в строй был задержан в связи с полным выходом из строя аккумуляторных батарей, хранившихся зимой 1904—1905 года в неправильных условиях. 8 июля работы на лодке были закончены, а 24-25 июля прошли приёмные испытания.
2 августа «Осётр» совершил свои первые погружения на Дальнем Востоке, после чего совершил поход в Славянский залив. По возвращении из похода из-за сильных волн во избежание заливания рубочный люк был задраен, после чего из-за неплотностей в газоотводах выхлопные газы стали поступать внутрь субмарины, что привело к отравлению экипажа. Погибших не было.
С августа по сентябрь принимала номинальное участие в Русско-Японской войне — несла позиционную и дозорную службу у островов Русский и Аскольд, в заливе Петра Великого.
В 1906—1913 годах подводная лодка служила в составе Сибирской флотилии, зимовала во Владивостоке, летом проходила боевую подготовку в заливе Стрелок, бухта Разбойник.
27 июля 1913 года «Осётр» был выведен из боевого состава флота, а 4 августа — исключён из списков кораблей. 10 марта 1914 года подлодка была сдана к порту для разборки, хранилась, пока в 1922 году не была разделана на металл.
Осётр (подводная лодка).