20-10-2023
Павел Муратов | |
Дата рождения: | |
---|---|
Место рождения: | |
Дата смерти: | |
Место смерти: | |
Род деятельности: |
прозаик, искусствовед |
Па́вел Па́влович Мура́тов (1881—1950) — русский писатель и искусствовед, автор трёхтомных «Образов Италии» (1911-12).
Содержание |
Родился в городе Бобров Воронежской губернии. Воспитывался в кадетском корпусе, учился в Институте путей сообщения в Петербурге, в 1904—1905 — артиллерийский офицер. После путешествия за границу (1905—1906) поступил на службу в Румянцевский музей (до 1914). Дружил с Б.Зайцевым, В.Ходасевичем, Н.Берберовой, художником Н. П. Ульяновым, с 1906 печатался в журналах «Весы», «Золотое руно», «Аполлон», «Старые годы». Занимался русской живописью допетровского периода, сотрудничал с И.Грабарём в его многотомной «Истории русского искусства». В 1913—1914 вместе с К. Ф. Некрасовым издавал художественный журнал «София». Участник Первой мировой войны, награждён орденами.
В 1918—1922 работал в отделе охраны памятников Наркомпроса РСФСР, вместе с И.Грабарем участвовал в реставрации храмов Москвы и Новгорода. В 1918, пытаясь поддержать литераторов, организовал вместе с Ходасевичем и М. Осоргиным Книжную лавку писателей. Основал Общество итальянских исследований (итал. Studio Italiano), здесь читали лекции писатели и историки культуры (М. Осоргин, Б. Грифцов, А. Дживелегов и др.), весной 1921 здесь прошло последнее публичное выступление А. Блока. Принимал участие в деятельности Комитета помощи голодающим (Помгол), в 1921 был арестован вместе с Б. Зайцевым и другими членами Комитета. С 1922 за границей, сначала в Германии. В 1923 поселился в Риме (в его квартире бывали Вяч. Иванов, Джорджо де Кирико и др.). В 1927 переехал в Париж. Его тогдашнюю политическую публицистику в газете «Возрождение» высоко ценил Бунин. Член-основатель общества «Икона» в Париже (1927). Занялся военной историей, в частности — историей Первой мировой войны. Перед началом Второй мировой войны переехал в Великобританию, подготовил монографии о событиях 1941—1945 на советско-германском фронте (вместе со своим другом, историком У. Алленом), о военной истории Кавказа в XIX веке (вышла посмертно). Незадолго до смерти поселился в Ирландии, в имении Аллена Уайтчёрч-Хаус (Whitechurch House). Умер от сердечного приступа.
Перевел эссе Уолтера Патера, новеллы П.Мериме, прозу Ж. де Нерваля и др., организовал первое в России издание «Ватека» У. Бекфорда. Выступал как публицист, литературный и художественный критик, историк русского и европейского искусства от иконописи до Сезанна. Писал рассказы, пьесы, оставил исторический роман «Эгерия» (1922). Наиболее известна книга его тонких и наблюдательных, отмеченных меланхолией очерков «Образы Италии» (посвящены Б. К. Зайцеву, т.1 — 1911, т.2 — 1912, т.3 — 1924, изд. в Берлине; переизд. в России в 1993, 1994, 2005).
Муратов занимает в русской литературе очень необычное место. Его духовная родина не Россия, а Италия эпохи Возрождения. Хотя «Магические рассказы» и «Эгерия» создавались в страшные годы после захвата власти большевиками, советская действительность не нашла в них ни малейшего отклика. М. Алданов с восторгом говорил об «Эгерии» как об «очень утешительном симптоме для новейшей русской литературы»; В. Сечкарёв согласился с ним в статье (1967) об этом «стилизованном романе». «Эгерия» — исторический роман об эпохе конца XVIII века, но главным образом Муратов сосредоточен на связях людей, на любви и на зависимости внутренней и внешней жизни человека от рока. Действие развивается с захватывающей быстротой и напоминает приключенческий роман. Главный герой и рассказчик, художник, оглядывается после многих лет на страстную любовь своей молодости, вовлекшую его в политические интриги (шведский король Густав III и розенкрейцеры), значение которых он не понимал и потому едва избежал гибели. Магия и скептицизм, несмотря на противоречивость этих понятий, соединяются, как и в рассказах, Муратовым в одно убедительное целое. Отточенные афоризмы, необыкновенные метафоры, удачные сравнения и до последней детали точный, ясный язык характерны для этого замечательного произведения, принадлежащего к лучшим достижениям русского исторического романа.[1]
Павел Муратов.