Chefeat.ru

Здоровое питание

Панорама Транссибирской железной дороги

20-05-2023

Великий Сибирский путь — Транссибирская железнодорожная магистраль — панорамная картина длиной 942 метра, написанная в 1897-1903 годах художником П. Я. Пясецким по заказу Управления строительством Сибирской железной дороги. Создана на базе многочисленных путевых эскизов и демонстрирует виды Транссибирской магистрали от Самары до Владивостока. Демонстрировалась на Всемирной выставке в Париже в 1900 году.

История создания

Летом 1894 года руководство Управления строительством Сибирской железной дороги обратились к художнику П. Я. Пясецкому с просьбой написать картину — панораму Сибирской железной дороги. В письме оговаривалось, что законченная работа должна иметь вид непрерывной картины-ленты шириной не менее ¾ аршина, быть исполненной акварельными красками, оговаривались условия оплаты, назывались пункты местности для зарисовки, а также какую помощь в предоставлении транспорта должна оказать железная дорога художнику.

Когда была готова часть панорамы от Самары до Каинска (современный Куйбышев Новосибирской области) длиной в 250 аршин была готова между художником и заказчиком возникли разногласия в цене (18 500 рублей), в результате чего от дальнейшего продолжения работы заказчик решил отказаться. Но картина понравилась императору Николаю II, и он пожелал, чтобы работа была непременно продолжена и картина демонстрировалась в Париже на Всемирной выставке 1900 года. Для продолжения работы художнику был выделен специальный вагон-мастерская и двухосный вагон для отдыха и сна.

К открытию выставки 1 апреля 1900 года был готов путь от Самары до Владивостока (через Манчжурию, так как Амурский участок еще не был построен), без Уссурийского участка от Владивостока до Хабаровска — он был закончен к 1903 году, к 60-летию художника.

Павильон с панорамой на Всемирной выставке 1904 года

На выставке для демонстрации картины был построен специальный павильон с тремя вагонами, включающими салон, спальные места и столовую: посетители (точнее «пассажиры») заходили в вагоны, рассаживались по местам и просматривали панораму через окна. Специальные установки имитировали тряску вагонов и движение поезда. Движущийся панорама состояла из нескольких движущихся слоёв объектов и картин. Ближайшими объектами были песок, камни и валуны на горизонтальной полосе, движущаяся со скоростью 300 метров в минуту. Далее на низком экране, движущимся со скоростью 120 метров в минуту были нарисованы кусты. За ним экран с картинами двигался со скоростью 40 метров в минуту. На последнем экране размерами 7 на 105 метров были нарисованы горы, леса и города, и он двигался со скоростью 5 метров в минуту. В итоге, с помощью четырёх экранов создавалсь картина движения.

Панорама на выставке была удостоена золотой медали, а ее автор ордена Почетного Легиона, в 1904 году панорама демонстрировалась на следующей Всемирной выставке, посвященной столетию Луизианской покупки, в Сент-Луисе, Миссури.

Картина была передана в Русский музей императора Александра III, затем перешла в запасники Эрмитажа. В 2004 году РЖД и Эрмитаж договорились о начале реставрации картины, законченной в 2008 году.


Панорама Транссибирской железной дороги.

© 2014–2023 chefeat.ru, Россия, Челябинск, ул. Речная 27, +7 (351) 365-27-13