04-06-2023
Полная система (греч. σύστημα τέλειον, лат. constitutio tota), или Полный звукоряд, в древнегреческой теории музыки (гармонике) — звукоряд в полном объёме составляющих его ступеней (в оригинальных терминах — «струн»), схематическое представление всего звуковысотного материала (материи) античной музыки.
«Системами» (συστήματα) греки называли всякие звукоряды, объединяющие более чем 2 звука (трихорды, тетрахорды, пентахорды и шире, вплоть до 2 октав). Интервальные отношения между ступенями таких «систем» регулировались родом мелоса.
Объединение 4 тетрахордов (одинаковой структуры) с разделительным тоном[1] между месой и парамесой и добавленным целым тоном внизу (т.наз. «просламбано́меном») они именовали Большей полной системой. В условной высотной транскрипции в диатоническом роде её можно представить так:
Номенклатура Полной системы заимствована от названий струн лиры (или кифары), например, трита — третья (по счёту струна), нета (нэта) — последняя, крайняя (в тетрахорде), паранета — соседняя с нетой, меса — средняя, лихана — от указательного пальца[2] (ссылка на аппликатуру музыканта-исполнителя) и т.д.
Объединение 3 тетрахордов (одинаковой структуры) без разделительного тона с просламбаноменом теория именовала Меньшей полной системой [3]:
Совокупность большей и меньшей полных систем именовалась Полной неизменной системой (σύστημα τέλειον ἀμετάβολον)[4].
Впервые Полную неизменную систему во всех трёх родах мелоса в (наименьших целых) числах выразил и описал Боэций, в трактате «Основы музыки» (Mus. IV.11):
Слово «неизменная» в этом определении следует понимать так же, как в позднейшей модальной музыке понимается «базовая» диатоника по отношению к её транспонированной форме. Полная неизменная система, составленная из 2 диатонических звукорядов, в современном учении о гармонии классифицируется как миксодиатоническая. Именно она легла в основу диатоники западноевропейского Средневековья.
Полную систему (Полный звукоряд) также именуют «Совершенной системой»[5]. Как считает Ю.Н.Холопов[6], определение «совершенная» содержит оценочный момент, которого нет в оригинальной греческой теории. Поэтому правильней обозначать совокупный звукоряд древнегреческой музыки как «полный». Однако, понятие «абсолютного совершенства», применяемое по отношению к Полной системе греков, отмечается уже в римской теории музыки[7], что даёт основания считать русский термин «Совершенная система» до некоторой степени оправданным традицией.
Полная система (музыка).