18-10-2023
|
Пост — религиозно обусловленная традиция временного воздержания от принятия пищи и питья (полностью или определённого вида), сопряжённого с другими духовно-аскетическими практиками.
В христианстве пост — наилучшее время и средство для подготовки к высшему соединению с Богом в таинстве святого Причащения, — форма религиозного аскетизма, упражнение духа, души и тела на пути к спасению в рамках религиозного воззрения; добровольное самоограничение в пище, развлечениях, общении с миром. Телесный пост — ограничение в пище; душевный пост — ограничение внешних впечатлений и удовольствий (уединение, молчание, молитвенное сосредоточение); духовный пост — борьба со своими «телесными похотями», период особо напряжённой молитвы.
Самое главное — нужно осознавать, что пост телесный без поста духовного ничего не приносит для спасения души. Даже наоборот, может быть и духовно вредным, если человек, воздерживаясь от пищи, проникается сознанием собственного превосходства и праведности. «Ошибается тот, кто считает, что пост лишь в воздержании от пищи. Истинный пост, — учит святитель Иоанн Златоуст, — есть удаление от зла, обуздание языка, отложение гнева, укрощение похотей, прекращение клеветы, лжи и клятвопреступления». Пост — не цель, а средство отвлечься от услаждения своего тела, сосредоточиться и подумать о своей душе; без всего этого он становится всего лишь диетой.
Наиболее строгие посты в православии и в исламе, в католицизме и англиканстве их число незначительно. Наиболее древним и распространённым обычаем является пятничное соблюдение поста, о котором упоминают уже Климент Александрийский и Тертуллиан.
Пост в христианской Церкви имеет различные, зачастую взаимодополняющие значения:
Христиане постились чаще иудеев, но образ их поста был почти тот же, то есть носил на себе обыкновенные знаки сетования. Существенное правило поста состояло в том, чтобы не есть более одного раза в день — вечером, воздерживаться от вина, сладкого и питательного, проводить день в уединении и молитве. В книге «Пастырь», весьма уважаемой древними, говорится, что в день поста с самого утра надо уходить на молитву, не вкушая ничего, кроме хлеба и воды, и раздавать нищим избытки своего имущества. Действительно, с постом всегда соединялась раздача милостыни. Самый пост служил средством к тому, убавляя часть дневного расхода. Питие прежде ужина считалось нарушением поста. Некто из святых, идя на мучение, отверг напиток, который ему поднесли для укрепления сил, говоря, что еще не пришло время прервать пост. Это было в пятницу в 10 ч. утра. В первых веках церковный пост у христиан был один, который предшествовал Пасхе, то есть Великий Пост (Тертуллиан, «О посте»). Церковь соблюдала его в память страданий Иисуса Христа, прилагая к себе сказанное Им: «Когда отнимется у них Жених… тогда будут поститься» (Матф. 9:15). Прочие посты тогда были произвольными (Тертуллиан, «О посте»): пост в среду и пяток каждой седмицы, подобно Великому Посту, основывался на страданиях Иисуса Христа, поскольку в среду составлен был против Него иудеями совет, а в пяток Он умер.
Эти посты отличались между собой длительностью, которая была троякой. Посты в среду и пяток продолжались до 9-го часа или по нашему до трех часов вечера, почему и называли их полупостами. Пост в Четыредесятницу оканчивался вечернею, то есть в шесть часов к закату солнца. Еще был сугубый пост или полное говение, когда целые сутки проводили без пищи. Так говели в Великую Субботу, некоторые к ней присоединяли Великую Пятницу, иные так проводили три дня, иные четыре, некоторые все шесть дней Страстной седмицы — каждый сколько мог. Этот сугубый пост в Испании соблюдали каждую субботу и, сверх того, раз в каждом месяце, кроме июля и августа. Причина, почему постились до 9-го часа, заключалась в память часа смерти Иисуса Христа, а до вечера — в воспоминании Его погребения (Тертуллиан, «О посте»).
Степени воздержания были также различны. Одни ели все только в сыром виде, другие держались сухоядения (Тертуллиан, «О посте»), воздерживаясь не только от мяса и вина, но и от плодов винных и сочных, употребляя с хлебом только орехи, миндаль и т.п., иные довольствовались хлебом и водою. Сухоядение одобряемо было особенно во время гонения, как приготовление к мученичеству (Тертуллиан, «О посте»). Некоторые, кроме Страстной седмицы, ничего не вкушали в продолжение многих дней и нередко даже до 10-й зари, как говорит Лукиан. В эти необыкновенно продолжительные посты входили и воскресенья, в которые законом запрещено было поститься. В первых веках Христианства, хотя были еще в Греции и Риме люди, занимавшиеся разными телесными упражнениями для укрепления тела, но гораздо более было таких, которые вредными для здоровья пороками ослабляли тело и рано старели. Однако среди развращения, которыми исполнены были Египет и Сирия, появлялись великие постники, которые жили гораздо дольше других людей. Правда, в теплых странах пост не столь тягостен, но наблюдались необыкновенные примеры воздержания в Галлии и еще более холодных странах, притом спустя более 100 лет уже после апостолов, ибо многие из великих подвижников следовали древнему образу пощения.[2]
Христиане, подобно иудеям, взирали на пост, как на время сетования. Правда, иудеи налагали его на себя часто в изъявление естественной скорби, причиненной потерею любимой особы или другим каким-либо временным бедствием. Но христиане, все прилагая к духовным вещам, употребляли эти внешние знаки сетования для возбуждения в себе печали, созидающей спасение (2 Кор. 7:10), то есть покаяния в грехах. Св. Киприан учит, чтобы грешник оплакивал смерть души своей, по крайней мере, как потерю любимой особы («О падении»), а свят. Иоанн Златоуст в слове «О умилении» употребляет то же сравнение. Сверх того, пост считался полезным для предотвращения искушений, как изнуряющий тело и подчиняющий его духу. Посему-то постящиеся избегали всякого рода удовольствий, даже позволенных. Все более обыкновенного становились уединеннее, молчаливее, в церкви усерднее, в молитве и чтении прилежнее.[2]
Католический пост имеет два вида — воздержание от употребления мясных продуктов («воздержание», «абстиненция») и ограничение приёмов пищи в течение дня, когда дозволяется только одна сытная трапеза и две более лёгких («пост»).
Первый вид предписывается Церковью в пятницы всего года, кроме случаев, когда на пятницу приходится праздник в ранге Торжества (хотя на практике многие ограничивают соблюдение этого поста лишь периодами Великого поста и иногда Адвента).
Другой вид соблюдается в Пепельную среду и в Страстную пятницу.
Возрастные ограничения для поста первого рода — от 14 лет до конца жизни, для поста второго рода — от 21 года до 59 лет, при этом при различных причинах могут быть также диспенсации, то есть послабления или вообще освобождения от соблюдений. Одновременно римский «Миссал» подтверждает существующий в некоторых религиях запрет на половые отношения в постные дни: «Тот, кто посредством телесного поста подавляет порок, облагораживает ум и стяжает добродетели и награды». Современные католики в соблюдении постов руководствуются апостольской конституцией «Paenitemini», обнародованной папой Павлом VI 17 февраля 1966 г., согласно которой сорокадневный Великий пост (40 дней, не считая воскресений) является периодом покаяния, a местные епископские конференции могут менять сроки постов и формы их соблюдения, где это обусловлено необходимостью.
Разъяснения о постах даются в Типиконе, Номоканоне, Минеи, Триоди и Часослове. Однако большинство правил содержится в Типиконе и Номоканоне.
Практика православных постов невероятно развита — по традиционному церковному юлианскому календарю в отдельные годы число постных дней доходит до двухсот. Они приурочены к православным праздникам, образующим годовой богослужебный круг, и делятся на многодневные и однодневные.
Под постом в указанных источниках понимается полное воздержание от пищи в течение светлого времени суток. Поэтому субботы и воскресения Великого поста и первые три дня Страстной седмицы, когда положена Литургия и трапеза после неё, не считаются постными днями, несмотря на недопущение в эти дни скоромной пищи. По этой же причине Литургия преждеосвященных даров, Литургии Страстного Четверга, Великой Субботы, Кануна Рождества и Богоявления соединяются с вечерней (хотя в настоящее время служатся, как правило, в первой половине дня, фактически упраздняя — по икономии — положенный пост).
По строгости в употребляемой трапезе (одной в день, ближе к его концу, по монастырскому уставу — после вечерни) посты имеют несколько степеней (ср. с понятием «воздержание» в католической практике):
Периоды | Понедельник | Вторник | Среда | Четверг | Пятница | Суббота | Воскресенье | |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|
с 14 сентября[4] Осенний мясоед |
сырая без масла |
сырая без масла |
||||||
с 28 ноября до 7 января Рождественский пост |
до 19 декабря | варёная без масла |
рыба | сырая без масла |
рыба | сырая без масла |
рыба | рыба |
20 декабря — — 1 января |
варёная без масла |
варёная с маслом |
сырая без масла |
варёная с маслом |
сырая без масла |
рыба | рыба | |
2—6 января | сырая без масла |
варёная без масла |
сырая без масла |
варёная без масла |
сырая без масла |
варёная с маслом |
варёная с маслом |
|
Зимний мясоед (Рождественские святки, Неделя Мытаря и фарисея, Мясопуст) |
рыба | рыба | ||||||
март—апрель Великий пост |
сырая без масла |
варёная без масла |
сырая без масла |
варёная без масла |
сырая без масла |
варёная с маслом |
варёная с маслом |
|
Весенний мясоед (Пасха |
рыба | рыба | ||||||
июнь — до 12 июля Петров пост |
сырая без масла |
варёная без масла |
сырая без масла |
варёная без масла |
сырая без масла |
рыба | рыба | |
Летний мясоед | сырая без масла |
сырая без масла |
||||||
14 — 28 августа Успенский пост |
сырая без масла |
варёная без масла |
сырая без масла |
варёная без масла |
сырая без масла |
варёная с маслом |
варёная с маслом |
Помимо этих постов, соблюдаются ещё еженедельные посты по средам (день воспоминания о предательстве Иуды и аресте Иисуса) и пятницам («пяткам») (в память о крестных страданиях и смерти Спасителя) весь год. Но в некоторые среды и пятницы пост отменяется, то есть разрешается есть мясную пищу всю неделю. Такие недели называются «сплошные седмицы»:
Имеются также однодневные посты, в которые разрешается пища с растительным маслом:
В дни поста воздержание должно быть всестороннее: от житейских развлечений и увеселений, употребления спиртного, бурного проявления страстей и отрицательных эмоций. В течение постов и постных дней в Церкви не совершается таинство браковенчания, но не по причине воздержания от супружеских отношений (т.к. по апостолу Павлу, "муж и жена сами себе довлеющие судьи"), а по причине невозможности устроения праздничного стола с непостными яствами
. В прошлом во время поста не работали театры, не подавали спиртное в трактирах, не давали балов и приёмов.Перед причащением верующие соблюдают короткий пост — говение, который непосредственно не закреплён в Священном Писании или церковных канонах.[5]
На соблюдение в определённые дни по личной потребности более строгого поста, чем определено Церковным Уставом, необходимо взять благословение у своего духовника. Например, некоторые благочестивые православные по благословению своих духовников целый год по средам и пятницам ничего не едят до трёх часов дня, то есть до того, когда Иисус на кресте предал Свой дух в руки Отца. Другие в подражание иноческому уставу с благословения священника соблюдали пост по понедельникам, называющийся «ангельским постом», так как каждый понедельник в воспоминание дней Творения посвящён ангелам.
Намеревающимся вступить в брак также рекомендуется воздержание от «скоромной» пищи в течение определённого срока. Дополнительный пост соблюдался, если на верующего налагалась тайная или публичная епитимья, причём, иногда длительное время, например, для колдунов, лиц, недавно перешедших в православие или бывших сектантов.
В правилах поста Православной Церкви, указанных в Типиконе и Номоканоне, в большинстве случаев строгость поста различна для монахов и мирян.
К посту нужно подходить разумно. Миряне должны стремиться к выполнению правил, но в некоторых случаях возможно послабление, на которое необходимо испросить благословение священника; а больным, людям, занятым тяжёлым физическим трудом и путникам, Церковным уставом делаются необходимые послабления. Беременные и кормящие женщины, как правило, с благословения священника от поста освобождаются (питание в соответствии с указаниями врача). Так и дети до семи лет не постятся, но несмотря на это, родителям нужно постепенно приучать их к посту (например, от молочного, сладостей или весёлых игр), чтобы по достижении ими семилетнего возраста им было легче начинать поститься.
В источниках зафиксированы также случаи неоднократных соблюдений общественных («нарочитых») постов, к которым Русская Православная Церковь призывала мирян в годы лихолетья, когда страну поражали стихийные бедствия, повальные болезни, неурожаи, смуты и войны. Например, в 1395 г., когда для защиты от Тамерлана в Москву был принесён чудотворный образ Владимирской Богоматери, везде стали поститься. Эта традиция продолжилась до ХХ в. — в августе 1915 г. и в 1918 г., во время новой «смуты», Первой мировой войны, по благословению патриарха Московского и всея Руси Тихона.
Каждый большой церковный праздник в Армянской Апостольской Церкви имеет свою масленицу, которая всегда выпадает на предшествующее посту воскресенье, после которого начинается пост данного праздника[6]
В Армянском церковном календаре, кроме постных дней недели - среды и пятницы, существуют особые дни постов.[7]
Кроме перечисленных выше, существуют недельные посты, во время которых по понедельникам, вторникам и четвергам разрешается празднование дней памяти святых. К ним относятся следующие[7]:
У коптов есть 7 больших постов, важнейшие — это 46-дневный предрождественский («Пост Девы», считается, что Дева Мария именно такое время постилась перед рождением Иисуса), Великий и Апостольский. B XIV в. Ибн-Сиба описал традицию предрождественского поста: «Пост перед Рождеством Христовым вот от чего происходит: когда Владычица наша, Матерь Света, после благовещения полноты спасения уже семь с половиной месяцев носила во чреве, плотник Иосиф и другие люди попрекали Её постоянно тем, что Она утверждала, что Она Дева, а ведь была беременна. Поскольку Она постоянно была обвиняема, то начала поститься полтора месяца, плача и скорбя из-за этих оскорблений». Помимо этого, копты постятся еженедельно в среду и пятницу — такой пост состоит в воздержании от вкушения мяса и молочных продуктов. В некоторые дни запрещается есть рыбу.
В Западносирийской Церкви, как и в Восточносирийской, есть посвящённый Деве Марии рождественский пост Суббарг. У маронитов, помимо Великого поста и его преддверия, есть также рождественский пост Суборо, а перед Успением есть 14-дневный пост. В Халдейской Церкви Успение предваряет 5-дневный пост, а у несториан — 7-дневный. Много постов в Эфиопской Церкви. Кроме еженедельного поста по средам и пятницам, есть Великий Пост перед Пасхой, Рождественский, Апостольский (перед праздником святых Петра и Павла) и Успенский посты.
Мартин Лютер, бывший католик, использовал практику поста на протяжении всей своей жизни. Лютеранская конфессия признает два поста: Адвент (европейский аналог Рождественского поста) и Великий Пост[8], который длится с Пепельной среды и до Пасхи. Однако лютеранские посты «мясоедны», поскольку они не подразумевают запрета на употребление определенных видов пищи. Верующим рекомендуется умеренная еда и особо благочестивая жизнь в это время.
Жан Кальвин критиковал католическую практику фиксированных календарных постов и указывал на необходимость внутренних перемен, а не внешних обрядов. При этом он подчёркивал, что вся жизнь христианина должна быть постом, включающим в себя «бережливость и трезвость». Ульрих Цвингли считал постящихся католиков лицемерами и демонстративно ел колбасу в день Великого поста. Тем не менее, лидеры протестантов иногда прибегали к практике публичного общественного поста. Так, преподобный Самюэл Пэррис предложил пост во время салемских событий.
Пост является важной практикой в пятидесятническом движении. Он практикуется членами церкви добровольно и индивидуально. Целью поста является «отделение от мира» и «приближение к Богу», а также акт ходатайства (усиленного прошения) за отдельные нужды. Посты проводятся вместе с молитвой. Ассамблеи Бога приняли заявление, в котором указывают на силу поста и его полезность. При этом уточняется, что пост нельзя использовать «в качестве мерила праведности», личных заслуг или торга с Богом[9].
В иудаизме имеется несколько постов. Наиболее известный — Йом Кипур (День Искупления), когда Галаха запрещает еду, питьё, умывание, кожаную обувь, умащение маслами и супружескую близость. Этот пост, равно как и пост Девятого Ава (Тиша бе-Ав) (в который также запрещены эти пять вещей), продолжается от захода солнца до появления звёзд вечером следующего дня, то есть более 24 часов.
Пост Девятого Ава предваряется тремя траурными неделями, в течение последней недели нельзя, например, мыться горячей водой и употреблять в пищу мясо и вино.
Менее строгие посты, когда запрещена еда и питьё, отмечаются 3 Тишрея (Пост Гедальи), 10 Тевета и 17 Тамуза. Перед Пуримом отмечается пост Эстер в память о событиях, описанных в книге Эстер (Есфири), а перед Песахом существует, так называемый, пост первенцев. Все эти посты продолжаются от утренней зари и до появления звёзд в тот же день, т.е. от рассвета до заката.
Существует также ряд необязательных постов, например, в канун новомесячий, 3 дня понедельник-четверг-понедельник в месяц после праздников Песаха и Суккот.
В Талмуде содержится много рассказов о постах. Например, р. Цадок постился 40 лет, чтобы Иерусалим не был разрушен. Мар бар Рав Аши постился круглый год, кроме нескольких дней и т.д.
Пост (по араб.الصوم «ас-саум») в исламе практикуют два вида постов: Обязательный в месяце «Рамадан» (установленный по шариату в 624 г., вошёл в число обязательных канонов) и рекомендуемый.
Мусульмане следуют четким предписаниям Священного Корана: «О те, которые уверовали! Вам предписан пост, подобно тому, как он был предписан вашим предшественникам, — быть может, вы устрашитесь. Поститься следует считанное количество дней. А если кто из вас болен или находится в пути, то пусть постится столько же дней в другое время. А тем, которые способны поститься с трудом, следует во искупление накормить бедняка. А если кто добровольно совершает доброе дело, то тем лучше для него. Но вам лучше поститься, если бы вы только знали! В месяц Рамадан был ниспослан Коран — верное руководство для людей, ясные доказательства верного руководства и различение. Тот из вас, кого застанет этот месяц, должен поститься. А если кто болен или находится в пути, то пусть постится столько же дней в другое время. Аллах желает вам облегчения и не желает вам затруднения. Он желает, чтобы вы довели до конца определенное число дней и возвеличили Аллаха за то, что Он наставил вас на прямой путь. Быть может, вы будете благодарны… Вам дозволено вступать в близость с вашими женами в ночь поста. Ваши жены — одеяние для вас, а вы — одеяние для них. Аллах знает, что вы предаете самих себя (ослушаетесь Аллаха и вступаете в половую близость с женами по ночам во время поста в Рамадане), и поэтому Он принял ваши покаяния и простил вас. Отныне вступайте с ними в близость и стремитесь к тому, что предписал вам Аллах. Ешьте и пейте, пока вы не сможете отличить белую нить рассвета от черной, а затем поститесь до ночи…» (2:183-187).
В период поста мусульмане ежедневно от рассвета до заката солнца отказываются от приёма пищи, питья и близости с женой. Но специфика поста в исламе заключается в том, что ограничивает не состав пищи, а время её принятия (как и в раннем христианстве). При нарушении поста во время рамадана верующий должен покаяться и соблюсти пост позже. Если же он увидел вкушающего человека, не соблюдающего пост, то тот должен ему напомнить. В то же время не одобряется плавание, так как можно проглотить воду. Шариат запрещает также половые отношения постящимся (в дневное время).
Рекомендательными постами являются:
Есть много вещей, считающиеся нечистыми, а потому нарушающие соблюдение постов, в том числе менструация («хайд»), послеродовое кровотечение («нифас»), рвота и кровопускание. Принятие лекарств, таблеток, инъекции (кроме необходимых для планового лечения, типа пенициллина или инсулина) и даже переливание крови рассматриваются формально как еда.
Известным недавним примером длительного строгого поста, расцениваемого как проявление особой благодати, является случай Прахлада Джани, преданного последователя богини Амбы, утверждающего, что за свою преданность он получает от богини в дар амриту, особый нектар, позволяющий жить без пищи и воды. Его способность оставаться здоровым без пищи и воды в течение 10 и 15 дней была подтверждена наблюдениями специалистов в 2003 и 2010 годах.[10][11] Веды говорят о посте каждый 11-й день новой и старой луны, на санскрите - Экадаши (эка - один, даши - десять). Это день господа Хари (Кришны-Чайтаньи, Вишну, Нараяны), поэтому в это время предписана усиленная духовная практика, и дополнительное воздержание от пищи, даже от зерновых и бобовых (в зависимости от вида поста, мясо же, понятно, особенно коров, категорически запрещено - в этот день употребления мяса аналогично убийству святого/брахмана). См. Экадаши
Пищевое ограничение в период постов является определенным стрессом для организма человека. Влияние этого стресса может быть неоднозначным, и медицинские аспекты неизбежно присутствуют в обсуждении проблематики поста. С другой стороны, в лечебном голодании и непродолжительных периодах постного питания некоторые специалисты видят пользу и рекомендуют в качестве лечебного средства при некоторых заболеваниях [12]. Данные исследования в университете Южной Калифорнии показали, что постная диета в течение трех дней способна полностью обновить иммунную систему человека [13]. В качестве "основного лечения" пост назначался Святыми Отцами православной церкви для избавления от бесовской одержимости.[14]
Пост (религия).