18-08-2023
Пояс Венеры, пояс Афродиты (лат. Cingulum Veneri, cestus) — в античной мифологии могущественный атрибут богини любви и красоты[1]. В честь него получило название метеорологическое явление Пояс Венеры.
Этот пояс обладал силой наделять того, кто его наденет, необычайной сексуальной привлекательностью.
Встречаются указания, но редкие, что его сделал Гефест[2].
Содержание |
В «Илиаде»[3] Гомер описывает, как царица богов Гера одалживает его у Афродиты, чтобы очаровать Зевса и отвлечь его от покровительства троянцам. Эта любовная сцена обольщения Зевса с помощью пояса Афродиты для помощи ахейцам в троянской войне — среди благоухающих цветов и трав на вершине горы является явным аналогом крито-микенского священного брака Геры и Зевса, который торжественно справлялся в различных городах Греции, напоминая о величии матриархального женского божества. Брак праздновался и на Крите в Кноссе. Этот брак рассматривался как связь неба с землей, оплодотворяемой благодатным весенним дождем, напоминая о величии матриархального женского божества[4].
...на персях иглой испещренный
Пояс узорчатый: все обаяния в нем заключались;
В нем и любовь и желания, шепот любви, изъясненья,
Льстивые речи, не раз уловлявшие ум и разумных.
Его упоминает Апулей в «Золотом осле»[5]: «… если бы у самых прекраснейших женщин снять с головы волосы и лицо лишить природной прелести, то пусть будет с неба сошедшая, морем рожденная, волнами воспитанная, пусть, говорю, будет самой Венерой, хором, грацией сопровождаемой, толпой купидонов сопутствуемой, поясом своим опоясанной, киннамоном благоухающей, бальзам источающей,- если плешива будет, даже Вулкану своему понравиться не сможет».
Упоминается у Спенсера в «Королеве фей» (3,7). В средневековой поэме «Освобожденный Иерусалим» Торквато Тассо аналогичный волшебный пояс носила Армида.
Винкельман анализирует способ его изображения[6].
Женщины, вступая в брак, дарили Афродите вытканные пояса.
Пояс Афродиты.