10-06-2023
Дитер Рамс (нем. Dieter Rams; 20 мая 1932, Висбаден, Гессен) — немецкий промышленный дизайнер, ведущий дизайнер фирмы Braun с 1962 по 1995, представитель школы функционализма в промышленном дизайне.
Дитер Рамс | |
Dieter Rams | |
Род деятельности: |
Промышленный дизайнер |
---|---|
Дата рождения: | |
Место рождения: | |
Гражданство: | |
Сайт: |
dieterrams.tumblr.com |
Содержание |
С 1947 по 1953 Рамс изучает архитектуру и дизайн интерьеров в художественной школе в Висбадене с перерывом на практику в столярной мастерской в Келькхайме (1948—1951). После окончания практики Дитер продолжает обучение и в 1953 заканчивает школу с отличием. С 1953 по 1955 работает под руководством известного архитектора Отто Апеля, участвуя в разработке проектов американских консульств в Западной Германии. В 1955, пройдя по конкурсу, попадает в коллектив дизайнеров фирмы Braun. В 1962 возглавляет дизайнерский отдел и остается на этом посту до 1995[1].
В 1954 году братья Браун обращаются к преподавателям недавно созданной школы дизайна в Ульме и нанимают группу проектировщиков, в составе которой работает Дитер Рамс. На начальном этапе работы в Braun Рамс проектирует архитектурное оформление различных выставочных комплексов и офисов, но со временем все чаще интересуется промышленным дизайном. В 1956 году он работает с преподавателем из Ульма Хансом Гугелотом над проектированием радиопроигрывателя SK 4, вобравшего в себя множество инновационных решений[1]. Так, в SK 4 традиционный деревянный шкаф впервые был заменен на металлический корпус, а панель управления находилась рядом со звукоснимающим устройством. Первоначально крышка проигрывателя должна была изготавливаться из металла, но результаты тестирования выявили сильную звуковую вибрацию. Рамс предложил в качестве решения изготавливать крышку из прозрачного пластика, что впоследствии стало промышленным стандартом для устройств подобного типа[1], а сам SK 4 получил прозвище «Гроб Белоснежки». В след за этим Рамс и Гугелот разработали для SK 4 подключаемые звуковые динамики. Прежде звуковые проигрыватели выпускались с динамиками, интегрированными в корпус. Рамс предложил отделить динамики, сделав проигрыватель более компактным и функциональным.
В 1962 году Дитер возглавляет команду молодых дизайнеров Braun, сосредотачиваясь на разработке радиоприемников, проигрывателей и проекторов. Среди наиболее важных технических достижений в области бытовой электроники в течение 1960-х годов была разработка новой технологии транзистора[1]. Заменяя большие горячие лампы на современные транзисторы Braun начинает выпускать компактные аудиопроигрыватели с большими внешними поверхностями, на которых Рамс размещает элементы управления, кнопки и циферблаты. Он впервые проектирует аудиосистему из модульных компонентов, (динамик L 450, магнитофон TG 60 и стереофоническая установка TS 45) все блоки которой, кроме проигрывателя, могли быть установлены горизонтально, вертикально или расположены на стене.
К 1963 году Рамс усовершенствовал кодификацию дизайна Braun с точки зрения структуры и цвета. Подход состоял в том, чтобы создавать совместимые компоненты одной системы (динамики, ресивер), позволяя пользователю принимать различные решения при компоновке устройств. Важным нововведением стала цветовая кодировка элементов управления. Кнопки на устройствах были бледными или темно-серыми, за исключением зелёного включения / выключения. Придерживаясь этих цветовых условностей Рамс обеспечил пользователям быстрое и эффективное ориентирование с новыми бытовыми приборами независимо от внедренных технических инноваций. Обилие удачных нововведений приводит к тому, что в середине 60-х стиль Braun считается символом современности и прогресса[1]. Среди потребителей продуктов компании отмечается британский поп-художник Ричард Гамильтон, который обыгрывает логотип Braun в своих работах[2].
Многие дизайнерские продукты Дитера Рамса представлены в музее прикладного искусства во Франкфурте[3], а также в музее современного искусства на Манхеттене[4]. На международной выставке «Less and Мore» ежегодно экспонируются десятки его работ.[5][6] В 2010 году Международная Кельнская Школа Дизайна отметила заслуги Рамса в области промышленного дизайна премией 'Kölner Klopfer'[7].
За годы своей работы Дитер Рамс сформулировал десять принципов качественного дизайна:
Принципы Рамса не избежали критики, однако можно встретить и поклонников подобного подхода. Одним из них является Джонатан Айв из корпорации Apple. В документальном фильме Гари Хаствита «Овеществление» Дитер заявил, что Apple — единственная в мире компания, опирающаяся на его принципы при разработке дизайна устройств[8].
Универсальная система полок 606, 1960
SK 61[9]
Весы, 1962
T 1000, 1963
T 1000 CD, 1968
Audio 310, 1971
Калькулятор ET 66, 1987
Категория:Промышленные дизайнеры Категория:Дизайнеры Германии Категория:Дизайнеры по алфавиту Категория:Дизайнеры мебели
Портал «Дизайн» | |
Дитер Рамс в Викицитатнике? | |
Это заготовка статьи о персоналии из Германии. Вы можете помочь проекту, исправив и дополнив её. |
Рамс, Дитер.