14-07-2023
Семён Летопроводец | |
---|---|
Посаженье на коня (А. И. Манастырский. Козацкая школа) | |
Тип | народно-православный |
иначе | Старого бабьего лета почин, Новолетие, Семёновы осенины, Засидки, «Жанiцьба комiна» (белорус.), Свадьба свечи (укр.) |
также | Симеон Столпник (христ.) |
Значение | Вторая встреча осени |
Установлен | Вероятно имеет древние дохристианские корни |
Отмечается | восточными славянами |
Дата | 1 (14) сентября |
Традиции | справляли в деревнях новоселье, зажигали «новый» огонь, обряд «пострига», «похороны мух» |
Семён Летопроводец — день народного календаря восточных славян, выпадающий на 1 (14) сентября. В этот день совершались обряды, знаменующие приближение осени.
1 сентября с 1492 (7000 год от сотворения мира) по 1699 год (7207 год от сотворения мира) считалось на Руси, по примеру греческой церкви, днём «Новолетия» — накануне заканчивалось лето, а с этого дня начинался новый год; потому и называется днём Семёна Летопроводца[1].
Содержание |
Летопроводец, Старого бабьего лета почин, Новолетие, Семёновы осенины, Семён, Марфа, Осенины, Первая встреча осени, Засидки, «Жанiцьба комiна» (белорус.), «Весілля свічки» (укр.) — Свадьба свечи, Праздник свечи (укр.), Симеон Столпник (христ.).
Начало индикта — церковное новолетие, которое установил император Константин Великий в 325 году. В этот день Русская православная церковь почитает: преподобного Симеона Столпника (459) и матерь его Марфу (ок. 428); преподобномученицу Татиану; мученицу Наталию (1937); праведного Иисуса Навина (XVI до Р.Х.); мученика Аифала диакона, Персидского (380); мучениц 40 дев постниц и мученика Аммуна диакона, учителя их (IV); мученика Каллисту и братий её, мучеников Евода и Ермогена (309); Собор Пресвятой Богородицы в Миасинской обители (в память обретения её иконы) (864); Черниговской-Гефсиманскую (1869), Александрийскую, Августовскую (1914) и именуемой «Всеблаженная» (в Казани) иконы Божией Матери.
Черниговская-Гефсиманская икона Божьей Матери дарует исцеление страдающим параличом, при потере зрения. Перед иконой Божьей Матери «Всеблаженная» молятся о защите от предстоящих неприятностей, о счастье и мире в семье, об утешении в скорбных обстоятельствах[2].
На Семёнов день справляли в деревнях новоселье. За сутки до переезда впускали в дом петуха и кошку. Они домовничали и выпроваживали из дома всякую нечисть. Утром в день новоселья выгребала большуха все уголья, весь жар из печи старого дома в два чугуна: в один, маленький, и в другой — большой. Маленький чугунок предназначался для домового. Большой же старики с почестями и благословением переносили в новый дом.
Ставила большуха маленький чугунок с угольями в старом доме на стол и приговаривала: «Батюшка домовой, милости просим с нами на новое житье пойти, на новое место, к новой хлеб-соли». После чего брала чугунок и шла в новый дом. Там она ходила по углам и трясла чугунок, брякала крышкой, выпускала домового и давая ему право облюбовать себе угол.
Затем старики вносили в новый дом большой чугун с углями, заносили его в бабий кут, ставили на шесток. Невестки ставили на стол хлеб-соль, а большуха вытрясала на под уголья, подкладывала берёзовых дров так, чтобы поленья ложились крест накрест. Затем хозяин вносил домашние иконы, обходил с ними дом изнутри и выходил на крыльцо.
На Украине с Семёна кончается «улица» и начинаются засидки, то есть работа в избах при огне[3]. В связи с наступлением осени, под Семён-день вечером гасят старый огонь, а под утро вытирают новый «живой огонь» из дерева и разносят по всей деревне. Также поступают и в околомосковских селениях. В некоторых местах этот обряд проводят на Осенние оспожинки 8 сентября или на Фёклу-зарёвницу 24 сентября.
Перед первыми осенними засидками с тлеющею головней в поле («на постать») ходят, — окуривают ниву в предохранение от всякого попущения, «от лиха, притки и призора».
Раньше крестьяне Огонь называли «богом», «святым огнём»; при вздувании огня читали молитвы. Огонь переносили из старого жилища в новое. Множество обрядов связано с печью, с овином и со светцом. В Полесье бытовал обряд, связанный с первым зажиганием света (огня) на встречу осени, он назывался «женитьбой комина». «Комин» белили, увивали спелым хмелем, цветами. Когда зажигали лучины, то сыпали на них орехи, дынные семена, куски солонины и комья масла[4].
На Украине отмечали «Свадьбу свечи». В Киев в ночь с 1 на 2 сентября (по ст. стилю) на базарах ставились ёлки и украшались плодами нового урожая: фруктами, ягодами и проч. Также ставились напитки и кушанья. Празднество длилось всю ночь. Недалеко от г. Лубны, у священной криницы (источника) по окончании ярмарки посетители ночью зажигали множество свечей[5].
У киевских ремесленников бытовала поговорка: «Женить Семёна», что означало начинать работать при свечах с вечера Семёна дня.
Издревле справлялся «при переходе от младенчества» обряд «пострига» — посвящения в воинство и крестьянство детей, достигших возраста 1—3-х лет. Служился молебен, герою торжества выстригали на голове пучок волос — «гуменце» и сажали на коня. Считалось, что отныне его жизнь принадлежит родной земле. Коня под уздцы при объезде двора вёл крестный отец, у стремени шла божатушка со святым Образом. После «пострига» воспитание мальчика от женской передавалось в руки мужской половины дома, к отцу, к дядьям. Дольше всего «постриг» просуществовал у донских казаков, где «на коня сажали» ещё в XIX веке. При этом обряде ребёнка «бичевали»: символически били плетью.
В XIX веке, по свидетельству А. Н. Трунова, у жителей Орловской губернии через год-два после рождения мальчика над ним совершаются так называемые «застрижки». Собравшиеся родные и близкие сажали младенца на стол, на подушку. По правую сторону от него клали на тарелке ножницы; крёстные отец и мать выстригали у малыша крестообразно волосы, а на тарелку клали деньги, после чего мальчика одевали в новую рубашку, заранее приготовленную крёстной[6].
Существовал обычай Семенова дня — похороны мух (в некоторых местах он проводился на Осенние оспожинки). В народе верили, что если «злую муху закопать осенью в землю — прочие кусать не будут». Вместе с «похоронами мух» и лето уходило. Нарядные девушки делали гробики из тыкв, огурцов, редьки или репы, укладывают туда мух с притворным воплем и несли к выкопанной могиле. Похороны совершались по всем канонам этого обряда.
В Туле и Серпухове девушки хоронили мух и тараканов. Серпуховские девушки хоронили мух в морковных и свекловичных гробах. В это время выходили женихи смотреть невест. Тульские девушки хоронили мух в садах в репных гробах, а тараканов в щепках. Это поверье основано на том, что будто от такого погребения погибают мухи и тараканы. Матушки, приглашая красных девушек, родных и соседних, позабавиться со своими детками, приказывали чрез своих зватых объявить гостям: у нас, де, пироги напечены и мёд наварен. В старину богатые посадские люди ставили у ворот ушаты с брагой и пивом. Хороводники подходили к воротам, где хозяева угощали их[7].
С комплексом распространенных у славян представлений о душе в облике летающего насекомого тесно связан сказочный мотив о том, как комар и муха относят душу умершего на тот свет: комар-пискун и муха-говоруха прилетели к работнику, погибшему во время валки деревьев, и забрали его на небо. По преданию комары перед осенью уносятся ветрами на тёплые моря и весною опять приносятся на Русь.
В самую полночь на Семёнов день чёрт меряет воробьёв... «Сперва соберёт всех воробьёв в полу своей свитки, потом высыплет в четверик, после осиновым прутом счеркнёт тех, которые выше краёв его, а наконец оставшихся в четверике убивает; те воробьи, которых чёрт сбросит с четверика, улетают благополучно в гнёзда и заботятся о размножении своей породы»[8].
Первая встреча осени. Время с Семёна-дня до праздника Рожаниц называют бабьм летом. Семён бабье лето наводит. С бабьего лета — бабий праздник и бабьи работы. Бабье лето ненастно — осень сухая. Семён-летопроводец молодое бабье лето провожает, а старое — наводит. На Симеона — саламата на двор. На Семёна хоронят мух и тараканов (чтобы пропали). Переход в новый дом, на новоселье — счастливый. На Семёна дитя постригай и на коня сажай и на ловлю в поле выезжай. После Семёна журавли отлетают в тёплый край. На Семёна Столпника ласточки ложатся вереницами в озёра и колодцы. На Семён-день ужи выходят на берег, ходят по лугам на три версты. В этот день чёрт меряет воробьёв меркою: сколько взять себе, а сколько выпустить; для этого воробьи все собираются к нему, и потому в Семён-день их нигде нельзя увидеть. Первые засидки — новый огонь в избе. Кто о бабьем лете жать-косить пойдет, того не то что мужики, а и бабы засмеют. Счастливое новоселье — сухая осень, коли на Семена сухо. Гуси садятся, скворцы ещё не отлетели — осень протяжная и сухая. На Семёновы осенины много тенетника — к осени долгой и ясной, к суровой зиме. На постать с головней ходят. Семён-день — севалка с плеч. На Семён день до обеда паши, а после обеда пахаря вальком маши. Семён день, семена долой. Грех хлеб сеять. «Жанiцьба комiна — свята агню ў печцы» (белорус.). С Семёна дня до Гурия (15 ноября) — свадебные недели.
Народные праздники славян | |
---|---|
Коляда • Святки • Васильев вечер / Щедрый вечер / Овсень • Крещенский вечер • Громницы (Сретенье) • Власьев день • Масленица • Со́роки • Благовещение • Вербное воскресенье • Страстная неделя • Пасха • Светлая неделя • Красная горка • Радоница • Егорий Вешний • Никола вешний • Вознесение • Семик (Ярилин день / Русалии) • Троицкая суббота • Троица • Русальная неделя • Иван Купала • Петров день • Ильин день • Медовый Спас • Яблочный Спас • Третий Спас • Обжинки • Осенины • Покров • Дмитриевская суббота • Дмитриев день • Кузьминки • Никола зимний |
Семён Летопроводец.