В этом списке перечислены все затонувшие по тем или иным причинам атомные подводные лодки. Всего с 1955[П 1] по 2010 год затонуло 8 атомных субмарин: 4 советских, 2 российских, 2 американских. Все они погибли в результате различных аварий: три — из-за технических неисправностей, две — в результате пожаров, две — из-за проблем с вооружением, причина гибели одной лодки достоверно неизвестна. Проблемы с ядерной энергетической установкой наблюдались только в одном случае — на К-27, они не привели к гибели корабля, но в итоге стали причиной затопления с целью утилизации. К-141 «Курск» в 2001 году была поднята, остальные 7 кораблей находятся на дне в разной степени сохранности. В список не входит погибшая дизель-электрическая подводная лодка К-129, имевшая на борту ядерное оружие.
Принятая цветовая маркировка списка:
Причина гибели — авария в системах вооружения. |
Причина гибели — техническая неисправность. |
Причина гибели — пожар. |
Список
По умолчанию список отсортирован по дате гибели. В поле «Характеристики» силуэты кораблей приведены в одном масштабе, указаны класс, название типа/проекта, подводное водоизмещение и штатная численность экипажа, сортировка осуществляется по водоизмещению. Сортировка положения производится по долготе. В качестве причины гибели указано событие, развитие или последствия которого привело к затоплению. В случаях наличия нескольких мнений о произошедшем указаны официальные версии.
Название |
Дата гибели |
Характеристики |
Местоположение |
Погибло (спаслось) |
Причина гибели |
Глубина затопления |
Thresher USS Thresher (SSN-593) |
1963041010 апреля 1963 года |
04300
ПЛАТ типа «Трешер»
4300 т, 112 человек
|
1В северной 41°46′ с. ш. 65°03′ з. д. / 41.766667° с. ш. 65.05° з. д. (G) (O) |
129129[П 2] |
3Нарушение целостности прочного корпуса, поступление воды в машинное отделение[1]. |
25602560 м |
Scorpion USS Scorpion (SSN-589) |
1968052222 мая 1968 года |
03500
ПЛАТ типа «Скипджек»
3500 т, 99 человек
|
3В центральной Атлантике. 400 миль к SW от Азорских островов[2]. Точные координаты засекречены[3].
33.673211, -32.585072 (USS Scorpion)33°40′23.56″ с. ш. 32°35′06.26″ з. д. / 33.673211° с. ш. 32.585072° з. д. (G) (O)[4]
|
09999[П 3] |
0Причина гибели не установлена[2]. Наиболее вероятное предположение — взрыв торпеды Mark 35[2]. |
3000~3000 м |
К-008 К-8 |
1970041212 апреля 1970 года |
04750
ПЛАТ проекта 627А
4750 т, 104 человека
|
4В Бискайском заливе, 490 км к NW от побережья Испании |
05252[П 4] (46) |
1Короткое замыкание в третьем отсеке (в рубке гидроакустиков) и в седьмом отсеке[5]. |
46804680 м |
К-027 К-27 |
1981091010 сентября 1981 года |
04370
ПЛАТ проекта 645ЖМТ
4370 т, 105 человек
|
8В 72°31′27″ с. ш. 55°30′06″ в. д. / 72.524167° с. ш. 55.501667° в. д. (G) (O)[6] |
0044+0[П 5] |
3Закупорка первого контура теплоносителя реактора левого борта[П 6]. |
0075затоплена на 33 м[7] (по другим данным — 75 м)[8] |
К-219 К-219 |
198610066 октября 1986 года |
11500
ПЛАРБ проекта 667АУ
11 500 т, 119 человек
|
2В центральной 31°25′ с. ш. 54°42′ з. д. / 31.416667° с. ш. 54.7° з. д. (G) (O) |
0044[9] (115)[П 7] |
2Поступление забортной воды через неисправную крышку в ракетную шахту № 6[10]. |
55005500 м |
К-278 К-278 «Комсомолец» |
198904077 апреля 1989 года |
08500
ПЛАТ проекта 685
8500 т, 60 человек
|
5В 73°43′17″ с. ш. 13°15′51″ в. д. / 73.721389° с. ш. 13.264167° в. д. (G) (O)[11] |
04242 (27)[П 8] |
1Объёмный пожар в 7 отсеке. Причина возгорания не установлена[11]. |
18581858 м |
К-141 К-141 «Курск» |
2000081212 августа 2000 года |
23860
ПЛАРК проекта 949А
23 860 т, 107 человек
|
7В 69°40′ с. ш. 37°35′ в. д. / 69.666667° с. ш. 37.583333° в. д. (G) (O) |
118118 |
2Взрыв в первом отсеке[12]. Официальная версия — «По технологической причине, связанной с практической торпедой калибра 650 миллиметров»[13]. |
0108108 м |
К-159 К-159 |
2003083030 августа 2003 года |
04749
ПЛАТ проекта 627А
4750 т, 104 человека
|
6В 69°22′ с. ш. 33°49′ в. д. / 69.377333° с. ш. 33.825167° в. д. (G) (O)[15]. |
0099 (1)[14] |
3Потеря продольной остойчивости из-за отрыва носовых понтонов во время буксирования к месту утилизации[15]. |
0248248 м[15] (по другим данным — 170 м)[14] |
Карты
Расположение мест затопления лодок в Атлантике
Точные координаты К-8 неизвестны, указаны приблизительно.
|
Расположение мест затопления лодок в Арктике
|
См. также
Примечания
- Сноски
- ↑ В 1955 году вошла в строй первая в мире атомная подводная лодка — USS Nautilus (SSN-571)
- ↑ С «Трешером» погибли 112 членов экипажа (в том числе 16 офицеров) и 17 прикомандированных специалистов.
- ↑ На «Скорпионе» погиб экипаж в полном составе, в том числе 12 офицеров.
- ↑ На К-8 30 человек погибли в результате аварии, 22 человека не смогли покинуть тонущую лодку в условиях 8-балльного шторма.
- ↑ Непосредственно из-за аварии на К-27 погибло 4 подводника. При затоплении люди были эвакуированы на сопровождающие корабли, погибших не было.
- ↑ Авария на К-27 повлекла за собой частичное разрушение активной зоны реактора левого борта, радиоактивное заражение корабля. Затопление было использовано как способ утилизации.
- ↑ Точная численность экипажа К-219 в последнем походе в открытых источниках не указана, поэтому принята по штатному расписанию — 119 человек. Количество спасшихся включает в себя нескольких человек, умерших уже после эвакуации.
- ↑ На борту К-278 во время аварии находилось 69 человек.
- Ссылки на источники
- ↑ Loss of a Nuclear Submarine USS Thresher (SSN-593). www.submarinehistory.com (2001-2010). Архивировано из первоисточника 30 января 2011. Проверено 16 ноября 2010.
- ↑ Loss of the Nuclear Submarine USS Scorpion (SSN-589). www.submarinehistory.com (2001-2010). Архивировано из первоисточника 30 января 2011. Проверено 16 ноября 2010.
- Загадка "Скорпиона". Военно-Морская коллекция. www.navycollection.narod.ru (2000-2006). Архивировано из первоисточника 30 января 2011. Проверено 16 ноября 2010.
- MATHEMATICAL ANALYSIS OF HISTORICAL DATA (англ.) : MS PowerPoint presentation. — Arkansas Council of Teachers of Mathematics. — С. 22.
- К-8, проект 627А. «Штурм Глубины» (2003-2009). Архивировано из первоисточника 30 января 2011. Проверено 16 ноября 2010.
- ↑ Николай Андреевич Черкашин Чрезвычайные происшествия на советском флоте. — М.: Вече, 2008. — С. 73. — 480 с. — 3000 экз. — ISBN 978-5-9533-2942-2
- ↑ Николай Андреевич Черкашин Чрезвычайные происшествия на советском флоте. — М.: Вече, 2008. — С. 72. — 480 с. — 3000 экз. — ISBN 978-5-9533-2942-2
- К-27 «Жидкий Металл». — Библиотека Максима Мошкова.
- Книга Памяти. К-219. Российский Подводный Флот. submarine.id.ru. Архивировано из первоисточника 30 января 2011. Проверено 16 ноября 2010.
- К-219, проект 667А, 667АУ. «Штурм Глубины» (2002-2009). Архивировано из первоисточника 30 января 2011. Проверено 16 ноября 2010.
- ↑ К-278, "Комсомолец", проект 685. «Штурм Глубины» (2002-2008). Архивировано из первоисточника 30 января 2011. Проверено 16 ноября 2010.
- К-141, "Курск", проект 949А. «Штурм Глубины» (2002-2008). Архивировано из первоисточника 30 января 2011. Проверено 16 ноября 2010.
- Глава X. Правда и ложь о катастрофе К-141 "Курск". Воспоминания подводников. Александр Викторов. avtonomka.org (2007-2010). Архивировано из первоисточника 30 января 2011. Проверено 18 ноября 2010.
- ↑ Четыре года плюс четыре миллиона, Независимая газета (28 сентября 2006). Проверено 16 ноября 2010.
- ↑ К-159, Б-159, проект 627А. «Штурм Глубины» (2002-2010). Архивировано из первоисточника 30 января 2011. Проверено 16 ноября 2010.
Литература
- Мазуренко Вячеслав Николаевич К-27 «Жидкий Металл». — Библиотека Максима Мошкова.
- Николай Андреевич Черкашин Чрезвычайные происшествия на советском флоте. — М.: Вече, 2008. — 480 с. — 3000 экз. — ISBN 978-5-9533-2942-2
- Игорь Курдин, Питер Хухтхаузен, Р. Алан Уайт Гибель атомного подводного крейсера К-219. — Мн.: Попурри, 2000. — 384 с. — 5000 экз. — ISBN 978-985-6190-34-9
Ссылки
- California Center for Military History Thresher-Scorpion Memorial. www.submarinehistory.com (2001-2010). Архивировано из первоисточника 30 января 2011. Проверено 16 ноября 2010.
- Илья Курганов, Андрей Николаев К-8, проект 627А. «Штурм Глубины» (2003-2009). Архивировано из первоисточника 30 января 2011. Проверено 16 ноября 2010.
- Андрей Николаев К-27, проект 645. «Штурм Глубины» (2002-2008). Архивировано из первоисточника 30 января 2011. Проверено 16 ноября 2010.
- Илья Курганов, Андрей Николаев К-219, проект 667А, 667АУ. «Штурм Глубины» (2002-2009). Архивировано из первоисточника 30 января 2011. Проверено 16 ноября 2010.
- Илья Курганов, Андрей Николаев К-278, «Комсомолец», проект 685. «Штурм Глубины» (2002-2008). Архивировано из первоисточника 30 января 2011. Проверено 16 ноября 2010.
- Андрей Николаев К-141, «Курск», проект 949А. «Штурм Глубины» (2002-2008). Архивировано из первоисточника 30 января 2011. Проверено 22 февраля 2011.
- Илья Курганов, Андрей Николаев К-159, Б-159, проект 627А. «Штурм Глубины» (2002-2010). Архивировано из первоисточника 30 января 2011. Проверено 16 ноября 2010.