30-08-2023
Фрэнк Джулиан Спрэйг | ||
Frank Julian Sprague | ||
Дата рождения: | ||
---|---|---|
Место рождения: | ||
Дата смерти: |
25 октября 1934 (77 лет) |
|
Страна: | ||
Научная сфера: | ||
Альма-матер: | ||
Известен как: |
Отец электрической тяги |
|
Награды и премии |
|
Фрэнк Джулиан Спрэйг (25 июля 1857, Милфорд (Коннектикут) — 25 октября 1934)[1] — морской офицер и изобретатель который внес большой вклад в развитие электрических двигателей, электрического рельсового транспорта и лифтов. Особый вклад он внес в развитие городского электрического транспорта быстрорастущих в конце 19 века городов и создании лифтов для небоскребов. Он прославился как «Отец электрической тяги» и первый человек в мире создавший поезд с управлением по системе многих единиц на железнодорожном транспорте.
Фрэнк Джулиан Спрэйг родился 25 июля 1857 года в Милфорде (штат Коннектикут) в семье Дэвида (David Cummings Sprague) и Фрэнсис (Julia King Sprague) Спрэйгов. В школе особо отличался по математике. В 1874 поступил в военно-морскую академия США в городе Аннаполис (штат Мэриленд), которую он окончил 1878 году, став 7 по успеваемости в классе из 36 учеников[2].
После академии начал служить в военно-морских силах США в звании мичмана. Службу начал на корабле «Ричмонд», затем продолжил службу на корабле «Миннесота». В 1881 году, когда его корабль стоял в Ньюпорте (штат Род-Айленд) Спрэйг изобрел инверсионный тип динамо-машины. Затем он перешел служить на флагман европейской эскадры Ланкастер, на котором установил первую в военно-морских силах США систему электрического звонка, для вызова экипажа из различных отсеков корабля. Спрэг взял отпуск, чтобы присутствовать в Париже на электрической выставке в 1881 году и в 1882 году в Лондоне на выставке в Хрустальном дворце, где он был членом жюри по премиям в области газовых двигателей, генераторов и ламп.
В 1883 году Эдвард Х. Джонсон деловой партнер Томаса Эдисона, убедил Спрэйга уйти в отставку с военно-морской комиссии и начать работать на Эдисона. Спрэйг стал работать в лаборатории Эдисона в Менло-Парк, штат Нью-Джерси. До его прихода, Эдисон проводил много дорогостоящих экспериментов методом проб и ошибок. Подход Спрэйга состоял в том, чтобы рассчитать, используя математически оптимальные параметры и таким образом избежать многих ненужных экспериментов. Он сделал много важной для Эдисона работы, в том числе разработав математическую модель распределения электроэнергии, улучшил балансировку распределительных цепей центральных электростанций Эдисона. В 1884 году он ушел от Эдисона и основал Sprague Electric Railway & Motor Company, которая первой начала производство промышленных электромоторов. К 1886, компания Спрэйга сделала два важных изобретения:
Спрэйг усовершенствовал токоприёмник трамвая[3], который изобрел в 1885 году Чарлз Джозеф Ван Диполь (Charles Joseph Van Depoele), сделав его надежным и безопасным. Трамвай приобрел свой современный облик с токосъёмником на крыше. Доказал, что система рекуперативного торможения была практичной. После тестирования своего трамвая в конце 1887 и в начале 1888 г., он создал первую успешную большою электрическую трамвайную систему протяженностью 12 миль[1], которая начала работать 2 февраля 1888 года[4] в Ричмонде штат Виргиния.
В 1887 году на электропоездах Чикагской эстакадной железной дороги Спрэйг впервые в мировой практике создал поезд управляемый по системе многих единиц[5]. После этого успеха быстро последовали контракты в Бруклине и Бостоне. Технически более сложная задача создания поезда с управлением по системе многих единиц на безрельсовом транспорте была решена[6] только через 79 лет[7] киевским изобретателем Владимиром Векличем[8][9], когда в 1966 году он создал первый[10] троллейбусный поезд[11]. Поезда управляемые по по системе многих единиц успешно эксплуатируются и в настоящее время. В течение последующих двух лет его компания выполнила контракты на сто десять трамвайных систем в больших и малых городах по всей территории Соединенных Штатов[12], а также в Италии и Германии. Спрэйгом был выполнен так же контракт для метро Нью-Йорка[13]. В 1890 году его компания была поглощена Edison General Electric[1].
В 1892 году, Спрэйг основал Sprague Electric Elevator Company. Совместно с Чарльзом Праттом (Charles R. Pratt) он разработал электрический лифт Спрэйга-Пратта. Их лифт работал быстрее и у него была выше грузоподъёмность, чем у гидравлических или паровых лифтов. Sprague Electric Elevator Company установила 584 лифтов по всему миру[14]. В 1895 году Спрэйг продал свою компанию и она стала частью Otis Elevator Company.
Спрэг был женат дважды, на Мэри Китинг и Харриет Чапман Джонс. У него было три сына и одна дочь[1].
Умер 25 октября 1934 года и был похоронен на Арлингтонском национальном кладбище[1].
Спрейг, Фрэнк Джулиан.