Chefeat.ru

Здоровое питание

Сравнительное религиоведение 3 курс, сравнительное религиоведение закир найк, сравнительное религиоведение мгу

15-06-2024

Перейти к: навигация, поиск

Сравни́тельное религиове́дение — дисциплина использующая сравнительный метод для изучения религий с целью выявления их общих форм, типов, морфологии феноменов, универсальных взаимосвязей, правил и законов[1]:113.

История возникновения

Применение сравнительного метода в религиоведении стало логичным шагом становления науки конца XIX века. В те годы возник целый ряд подобных дисциплин, например, сравнительное языкознание, сравнительная мифология, или сравнительная анатомия, объектом исследования которых была форма, а не бытовавшая ранее функция[2].

Сравнительное религиоведение, как термин и как сущность, было предложено научной общественности 19 февраля 1870 года учёным немецкого происхождения Максом Мюллером (нем. Max Müller). Тогда в Королевском институте Лондона им была прочитана первая лекция, посвящённая сравнительному изучению основных религий мира[3]. Он рассмотрел развитие религии по аналогии с развитием языка и мышления, отмечая их генетическую связь, подтверждая выводы значительным историческим материалом. По мнению М. Мюллера, религиозное сознание людей формировалось эволюционным путем, двигаясь «снизу вверх». То есть, от культа видимой природы и далее, в соответствии с совершенствованием интеллекта, до почитания Бога как духа[4]. В своих исследованиях М. Мюллер выделял три языковых и религиозных центра развития: арийский, семитский и туранский. Сопоставление священных текстов разных религий обнаружило и дало возможность изучить то общее, что присуще специфики религии в целом, как социокультурному феномену. Своеобразным результатом его работы стал афоризм, выражающий важность сравнительного религиоведения[5][2]:

Кто знает одну религию — не знает ни одной.

Общие сведения

Предметом изучения сравнительного религиоведения — части религиоведения как науки, является системное сопоставление доктрин и практик мировых религий. Под ними обычно понимают религии, классифицируемые географически как ближневосточные (в том числе, зороастризма, иранские, авраамические), индийские, африканские, американские, классические эллинистические, религии Восточной Азии и Океании[6]. Выявление принципиальной схожести феноменов этих верований, привело к выводу об отсутствии уникальных религиозных фактов или явлений, присущих лишь одной исторической религии[1]:109.

С точки зрения методологии естественнонаучных дисциплин, сравнение, по сути, занимает в религиоведении место эксперимента. На его основании строятся, проверяются и уточняются научные гипотезы. Однако сравнения не могут быть абсолютно точными, так как основаны на аналогиях. Иными словами, сравнения всегда требуют контекстуального историко-культурного уточнения[7].

Исследования сравнительного религиоведения дают богатый материал для изучения общей природы отношения людей к таким понятиям как, священное, сверхъестественное, духовное, божественное[8].

Некоторые особенности использования сравнений в религиоведении

Успешность использования любого сравнительного метода зависит от унификацию приёмов наблюдения, включая стандартизацию исходных данных и получаемых результатов[9]. В религиоведении сложился ряд правил, некоторые из которых состоят в следующем:

  • Разные религии не должны сравниваться между собой в целом. Например, буддизм и христианство как таковые. Бесперспективность этого подхода показана Удо Творушка (нем. Udo Tworuschka) в книге «Методологические подходы к мировым религиям»[10]:104-112.
  • В ходе сравнений всегда должно учитываться религиозное разнообразие. То есть, например, рассматривается не просто христианский текст, а православный, или не просто исламское сообщество, а суннитское и т. п.[10].
  • Сравнения должны вестись в рамках одинаковых структурных слоёв. Таковых в каждой религии Н. Смарт (англ. N. Smart) выделяет шесть: доктринальный, мифологический, этический, ритуалистический, социальный и социальных институтов и религиозного опыта. К примеру, сравнения исламского, буддистского, христианского понимания божества, или представлений о спасении можно проводить в доктринальном слое[11].
  • Сравнения должны учитывать, что отдельные феномены религии являются лишь частью целого, которое придаёт им характеризующую окраску. Недостаточно просто описать наблюдаемые факты. Необходимо понимать религиозные интенции. Например, в сравнении христианского и буддийского монашества явно проступают схожие элементы — аскеза, безбрачие, правила общественной жизни, созерцательная жизнь, работа и пр. Но, у этих религий есть важное отличие — христианское монашество возникло как «аскетический энтузиазм», но не как непременное условие спасения[7].

Отдельно следует подчеркнуть, что процесс сравнения должен исключать путаницу между аналогией и гомологией. Иными словами, необходимо различать феномены аналогичные, или похожие по назначению, от феноменов схожих только внешне, но разных по смыслу. На это впервые обратил внимание Генрих Фрик (нем. Heinrich Frick) в книге «Сравнительное религиоведение» (1928 г.)[12].

См. также

Примечания

  1. 1 2 Waardenburg J. Religionen und Religion: Systematische Einfuhrung in die Religionswissenschaft. — Berlin; New York: de Gryuter, 1986. — 277 S.
  2. ↑ Избранные сочинения. Очерки сравнительного религиоведения. Перев. с англ. — М.: Ладомир, 1999. — 488 с. тир. 2200.
  3. Павел Костылев К 140-летию религиоведения. «Кто знает одну религию, не знает ни одной» (Ф. М. Мюллер) // Журнал Religo.ru, 17 февраля 2010
  4. И. Н. Яблоков Религиоведение: Учебное пособие и Учебный словарь-минимум по религиоведению. Под редакцией И. Н. Яблокова, — М.: Гардарики, 2000. — 536 с. ISBN 5-8297-0060-3
  5. Макс Мюллер У истоков компаративистики в религиоведении. // Введение в науку о религии: Четыре лекции, прочитанные в Лондонском Королевском институте в феврале — марте 1870 года. / Пер. с англ., предисловие и комментарии Е. С. Элбакян. Под общей редакцией А. Н. Красникова. — М.: Книжный дом «Университет»: Высшая школа, 2002. — 2б4 с. ISBN 5-06-004339-8
  6. Charles Joseph Adams Classification of religions: geographical, Encyclopedia Britannica
  7. Коденев М. А. Сравнительное религиоведение сегодня: методологические основания и возможности. // Материалы конференции: Религиоведение на постсоветском пространстве. ИТ БГУ 21-22.02.1009. Сайт Sobor.by
  8. What is Religion? Definitions and Quotes.
  9. Collier, David (1993). The Comparative Method. In Ada W. Finifter, ed. Political Sciences: The State of the Discipline II. Washington, DC: American Science Association. pp. 105—119.
  10. 1 2 Tworuschka U. Methodische Zugange zu den Weltreligionen. Einfurung fur Unterricht und Studium. — Frankfurt a.M/Munchen: Diesterweg/Kosel, 1982, 223 S.
  11. Smart N. Comparative-historical method // Encyclopedia of religion / ed. in chief J. Linsday. — 2nd ed. — USA: Thomson Gale, 2005. — vol. 2. — Р. 1868—1870
  12. Frick H. Vergleichende Religionswissenschaft. Berlin und Leipzig, 1928.

Литература

  • Leeuw G. Einfuhrung in die Phanomenologie der Religion. — Munchen: Verlag von Ernst Reinhardt, 1925. — 161 S.
  • Ratschow C. H. Methodik der Religionswissenschaft // Enzyklopadie der Geisteswissenschaftlichen Arbeitsmethoden. 9. Lieferung: Methoden der Anthropologie, Anthropogeographie, Volkerkunde und Religionswissenschaft. Munchen: Oldenbourg Verlag, 1973. S. 347—400
  • Sharma A. To the things themselves: essays on the discourse and practice of the phenomenology of religion. — Berlin, New York: de Gruyter, 2001. — 311 p.

Сравнительное религиоведение 3 курс, сравнительное религиоведение закир найк, сравнительное религиоведение мгу.

Волковский канал, Сборное.

© 2014–2023 chefeat.ru, Россия, Челябинск, ул. Речная 27, +7 (351) 365-27-13