24-06-2024
Туранские религии (другое название скифо-сарматская религия, религия саков) - религиозные и мифологические воззрения, распространенные среди скотоводческих туранских племён (скифов, сарматов, саков) от Гиндукуша до Причерноморья в эпоху раннего железа. Религиозные представления туранцев восходят к маздаизму, но у туранцев Ахура Мазда почитается не как верховный бог, а как один из множества других божеств общего древнеиранского пантеона.
Наиболее ценные сведения о скифских божествах и обрядах сообщает Геродот. Скифскую религию времён Геродота можно характеризовать как племенную с тенденцией к созданию национально-государственной религии. Выделился общескифский пантеон высших богов, возглавляемый триадой Табити — Папай — Апи. По словам Геродота, скифы более всего почитали Табити (Гестию) - богиню домашнего очага и огня. Это почитание огня как священной стихии, свойственное всем индоевропейским и в особенности индоиранским народам[1].
Предположительно пантеон сарматов насчитывал семь божеств, так как культ семи богов засвидетельствован у аланов[2]. Почитание семи богов в архаичном виде встречается и в Авесте[3]. Нимфодор Сиракузский (III в. до н.э.) писал о том, что «савроматы (сарматы) почитали огонь»[4].
Саки в Авесте названы туранцами. Согласно Авесте уже среди туранцев имелись последователи Заратуштры (род Фрианы). Это же подтверждает присутствие в Авесте легендарных героев Хаошанга и Тахма-Урупа, известных в скифо-сакском эпосе[5].
Древнегреческий историк Геродот, упоминая обо одном из сакских племён - массагетах, пишет что они почитали солнце[6].
В хотано-сакском языке «солнце» называется urmay-sde (сакское отражение древнеиранского Ахура Мазда/Ahura-Mazdāh)[7].
Туранские мумии, туранские кони.
Йенс Йорн Бертельсен, Категория:Шаблоны:Воинские звания:СССР:Внутренние войска, Макл-Флагга.