Chefeat.ru

Здоровое питание

Фрина на празднике Посейдона в Элевсине

20-06-2023

Генрих Семирадский
Фрина на празднике Посейдона в Элевсине, 1889
Холст, масло. 390×763,5 см
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

«Фрина на празднике Посейдона в Элевсине» — гигантская по размерам картина польского и русского художника-академиста Генриха Семирадского (1843—1902), завершённая в 1889 году. Картина является частью собрания Государственного Русского музея. Размер картины — 390 × 763,5 см[1].

Элевсин — небольшой древний город, находившийся в 22 км к западу от Афин и связанный с ними священной дорогой. Современный город, расположенный рядом с ним, называется Элефсис. Иногда в названии картины употребляется другая транскрипция названия города — Элевзин[2]. Также встречается более короткий вариант названия — «Фрина на празднике Посейдона»[3].

Содержание

Сюжет

Девочка с ларцом (деталь картины)

Сюжет картины был взят художником из книги «Пир софистов» (или «Пир мудрецов») древнегреческого автора Афинея Навкратийского[2][4].

Фрина — известная своей красотой афинская гетера, жившая в IV веке до нашей эры. В частности, она служила натурщицей для древнегреческого скульптора Праксителя, создавшего по её образу знаменитую скульптуру «Афродита Книдская». По рассказам, уверовав в свою неземную красоту, Фрина решила бросить вызов Афродите — богине красоты и любви, которая, согласно преданию, родилась в море и вышла на берег из волн. Во время праздника Посейдона, проходившего в Элевсине, перед ритуальной процессией, идущей от храма Посейдона к морю, Фрина сбросила свою одежду и, обнажённая, на глазах у всех спустилась к морю[2].

Когда Семирадский начинал работу над этой картиной в конце 1886 года, он писал конференц-секретарю Академии художеств П.Ф. Исееву[2]:

Не знаю до сих пор, примет ли Россия официально участие в парижской Всемирной выставке? На всякий случай готовлю большую картину, крупнее Нероновых светочей. Сюжет её — Фрина, являющаяся в роли Афродиты во время праздненств Посейдона в Элевзине. Давно я мечтал о сюжете из жизни греков, дающем возможность вложить как можно больше классической красоты в его представление. В этом сюжете я нашел громадный материал! Солнце, море, архитектура, женская красота и немой восторг греков при виде красивейшей женщины своего времени, — восторг народа-художника, ни в чем не похожий на современный цинизм обожателей кокоток. Картина уже подмалевана.

Описание

Фрина со служанками (деталь картины)

В центре картины, практически разделяя её на две равные части, изображена Фрина со своими прислужницами. Фрина уже сбросила свои одежды — сначала художник изобразил её совершенно обнажённой, но потом решил оставить часть соскальзывающего с неё платья. Одна из прислужниц держит её одежду, другая помогает снять сандалии, а третья держит зонтик, загораживающий её от солнечных лучей[2].

В правой части картины изображена многолюдная процессия, спускающаяся к морю от виднеющегося на заднем плане храма Посейдона. Люди, изображённые на переднем плане, остановились и смотрят на обнажённую Фрину — некоторые с удивлением и восхищением, а другие с неодобрением и даже негодованием[2].

Менее многочисленная группа людей, окружающих скульптурную колонну, изображена на переднем плане в левой части картины. Здесь, судя по всему, царит единодушное одобрение и восхищение. За ними видны морские волны Саронического залива и горы острова Саламин. В нижнем левом углу изображена девочка, рассматривающая приоткрытый ларец с драгоценностями. Её поторапливает служанка, спускающаяся к морю и несущая на голове мису и вазу[2].

Пейзаж, изображённый на картине, считается одним из лучших в творчестве Семирадского. В процессе работы над картиной он специально ездил в Грецию и посещал Элевсин[1].

Художник Илья Репин так отзывался об этой картине[5]:

Большая картина <...> несмотря на всю академическую риторику, производит "веселое" впечатление. Море, солнце, горы так влекут глаз и доставляют наслаждение; а храмы, а платан посредине; право, ни один пейзажист в мире не написал такого красивого дерева. Лица и фигуры меня не радуют, но они не портят впечатления.

История

Картина была готова зимой 1889 года и впервые выставлена в рафаэлевском зале Академии художеств в Санкт-Петербурге. Поскольку Семирадский беспокоился о том, что недостаток света может приглушить богатство красок картины, он позаботился о дополнительном искусственном освещении. Вместе с «Фриной на празднике Посейдона» на выставке были показаны другие картины Семирадского — «По примеру богов», «Перед купанием», «Искушение святого Иеронима» и «У фонтана»[2].

Выставка имела большой успех и привлекла тысячи посетителей. Творчеству Семирадского был посвящён специальный выпуск «Правительственного вестника», где, в частности, даже было утверждение о том, что новая картина художника была «новым блестящим доказательством того, что ложно-реальное направление в искусстве, одно время нашедшее себе отклик в нашем обществе, недолго устояло в борьбе с провозвестниками вечных начал изящного и вскоре, вероятно, сделается достоянием истории как одна из особенностей современной культуры»[2][6]. Как известно, это предсказание не оправдалось.

Примечательно, что Антон Павлович Чехов писал сестре (с иронией отзываясь о популярности своих рассказов): «В Петербурге теперь два героя дня — нагая Фрина Семирадского и одетый я».[7]

После этой выставки Академия художеств назначила Семирадского внештатным членом совета академии, выразив тем самым своё признание заслуг художника. Его картины «Фрина на празднике Посейдона» и «По примеру богов» были приобретены императором Александром III. По условиям покупки, картины были отправлены в турне по ряду европейских городов[2].

Картина находилась в Русском отделе Эрмитажа, а затем при образовании Русского музея была передана в его коллекцию[3]. В Энциклопедическом словаре Брокгауза и Ефрона было указано, что картина «Фрина на празднике Посейдона» находится в Музее императора Александра III (так до 1917 года назывался Русский музей), а также что это произведение, «превосходящее своей величиной „Светочи Нерона“, еще более распространило известность художника: оно доставило ему звания члена Туринской академии и корреспондента Французского института»[8].

Примечания

  1. ↑ Генрих Ипполитович Семирадский — Фрина на празднике Посейдона в Элевсине (1889) (HTML). www.rodon.org. Архивировано из первоисточника 31 октября 2012. Проверено 18 сентября 2012.
  2. 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Д.Н. Лебедева Генрих Семирадский. — Москва: Арт-Родник, 2006. — ISBN 5-9561-0175-Х
  3. ↑ Живопись XVIII века — первой половины XIX века (HTML). Архивировано из первоисточника 31 октября 2012. Проверено 21 сентября 2012.
  4. Семирадский Генрих Ипполитович (1843—1902) (HTML). sc.tverobr.ru. Архивировано из первоисточника 31 октября 2012. Проверено 18 сентября 2012.
  5. Семирадский Генрих Ипполитович (1843—1902). Продолжение (HTML). www.artsait.ru. Архивировано из первоисточника 31 октября 2012. Проверено 1 октября 2012.
  6. Генрих Ипполитович Семирадский и его новые картины, «Правительственный вестник», 1889, № 31
  7. ЧЕХОВ, Корней Чуковский. Архивировано из первоисточника 22 марта 2013. Проверено 16 марта 2013.
  8. А. И. Сомов, Семирадский, Генрих Ипполитович, ЭСБЭ в Викитеке

Ссылки

  • Интерактивный вид зала Государственного Русского музея, в котором находится картина «Фрина на празднике Посейдона» (надо перейти влево), www.virtualrm.spb.ru


Фрина на празднике Посейдона в Элевсине.

© 2014–2023 chefeat.ru, Россия, Челябинск, ул. Речная 27, +7 (351) 365-27-13