28-04-2023
Хатты — народ, населявший страну Хатти в центральной и юго-восточной части Анатолии (нынешняя Турция) в период 2500—2000/1700 г. до н. э. в эпоху раннего и среднего бронзового века. Название страны и народа позднее унаследовали покорившие их хетты, однако устаревшее наименование хаттов как «протохеттов» в корне неверно — хетты относились к совершенно другой языковой семье.
Содержание |
Древнейшее название Анатолии, «страна Хатти», впервые встречается на клинописных табличках из Месопотамии периода Аккадской династии (около 2350—2150 гг. до н. э.). На этих табличках ассирийские торговцы обращались за помощью к аккадскому царю Саргону. Такое название страны, согласно ассирийским хроникам, использовалось в течение 1500 лет до примерно 630 г. до н. э.
Термин «протохетты», который ранее использовался как синоним термина «хатты», является неверным, поскольку хетты всего лишь занимали ту же территорию, где ранее обитали хатты, однако хетты были индоевропейским народом, этнически и лингвистически отличным от хаттов. Несмотря на это, хетты продолжали использовать по отношению к своей стране название «страна Хатти», и ассимилировали прежнее хаттское население.
Хатты, возможно, были связаны по языку и происхождению с народами халдов и/или халдеев (Карду).
Хатты были организованы в теократические города-государства и небольшие царства (княжества). Даже по мере их постепенного завоевания хеттами, начиная с 2200 г. до н. э., хатты всё ещё составляли значительную часть местного населения. [1]
В связи с тем, что в хеттской религии часто встречаются ритуальные фразы на хаттском языке, историки считают, что большинство хеттских божеств было заимствовано от хаттов. Среди этих божеств: богиня Солнца, её муж бог Бури и их дети Нерик и Циппаланда, их дочь Нецуллаш и их внук Центиш, а также Телипину, его жена Хатепинуш, богини Цитхарияш, Карциш и Хапанталлияш, а также, возможно, Инараш, хотя у последней может быть индоевропейское происхождение, поскольку корень её имени может быть связан с протоиндоевропейским корнем *h2ner-/*aner-, «сильный, мужественный».
Возможно, хаттское происхождение также имеет хеттская легенда о Тешубе и Иллуянкасе. С другой стороны, подобные легенды существуют и в эпосах других индоевропейских народов: Индра и Вртра, Зевс и Тифон, Тор и Йормунгандр, Сигурд и Фафнир, и даже средневековая легенда о Святом Георгии и Змии.
Хатты были бесписьменной культурой (отдельные слова и фразы хаттского языка записаны последующей культурой, хеттами), поэтому сведения о хаттах основаны на косвенных источниках, в том числе письменных памятниках соседних культур. Для торговли с Месопотамией правители хаттов, по-видимому, обращались к услугам писцов, писавших на аккадском языке.
Отдельные фразы ритуального характера на хаттском языке сохранились в хеттской записи, иногда сопровождённые приблизительным переводом. Исчезновение языка из разговорного обихода за несколько веков до данных записей стало причиной того, что хетты не всегда понимали их смысл, в отдельных случаях лингвисты даже предполагают неверное словоделение.
Хатты и хетты внешне заметно отличались друг от друга. Египетские хронисты, описывавшие битву при Кадеше, упоминают длинноносых солдат Хатти, в то время как хеттские правители выглядели иначе, что отмечает известный турецкий археолог Экрем Акургал.[2]
Э. Акургал считает, что «хатты всё ещё составляли значительную часть населения в хеттский период».[3] Если это так, что индоевропейцы-хетты составляли правящую элиту Хеттской империи, тогда как автохтоны-хатты занимали нижестоящие слои общества. Статуэтка из золота и серебра, изображающая хаттскую женщину с длинным носом, представлена в Музее анатолийских цивилизаций в Анкаре. Она была найдена в Хасаноглане и датируется около 2000 г. до н. э. По поводу статуэтки Акургал пишет:
Хатты (Анатолия).