11-08-2023
Цветная фотография методом тройной экспозиции — аддитивный метод цветной фотографии, при котором с помощью трёх светофильтров — синего, зелёного и красного — производится цветоделение фотографируемого объекта (он фотографируется трижды).
С трёх цветоделённых негативов (полученных при съёмке синим, зелёным и красным светофильтрами) производят печать; в результате получают чёрно-белые позитивы. Эти позитивы помещают в проекционные фонари и, установив перед ними светофильтры, цвет которых соответствует съёмочным светофильтрам, проецируют одновременно на экран. Точно совмещая очертания изображения (благодаря смешению цветных лучей в тех же самых соотношениях, какие были в действительности), получают цветную копию фотографируемого объекта.
Содержание |
Первые попытки получить цветное изображение фотографическими методами относятся к 1850-м годам («гелиохромия» американского изобретателя Ливая Хилла). В 1861 году английский учёный Дж. К. Максвелл продемонстрировал возможность воспроизведения цвета путём деления света на три части (зоны спектра) и последующего аддитивного сложения проецированных на экран цветоделённых позитивов.
В 1868—1869 гг. французский изобретатель Л. Дюко дю Орон создал аппаратуру, реализующую данный способ. Одноцветные изображения в его методе получались пигментным способом с использованием дубления желатины солями хромовой кислоты[1][2].
В начале XX века русский фотограф Сергей Михайлович Прокудин-Горский реализовал свой способ цветной фотографии, методом тройной экспозиции. Тогда ещё не существовало многослойных цветных фотоматериалов, поэтому Прокудин-Горский использовал чёрно-белые фотопластинки, которые он сенсибилизировал по собственным рецептам, и фотоаппарат собственной конструкции. Через цветные светофильтры синего, зелёного и красного цветов делались последовательно три быстрых снимка одного и того же сюжета, после чего получались три чёрно-белых негатива, расположенных один над другим на одной фотопластинке. С этого тройного негатива изготовлялся тройной позитив, для просмотра таких фотографий использовался проектор с тремя объективами, расположенными перед тремя кадрами на фотопластинке. Каждый кадр проецировался через светофильтр того же цвета, как и тот, через который он был снят. При сложении трёх изображений — красного, зелёного и синего, на экране получалось полноцветное изображение.
По сравнению со всеми другими способами получения цветного изображения, метод тройной экспозиции обеспечивает:
В настоящее время прямой метод тройной экспозиции, как правило, не применяется по причине значительной трудоёмкости в сравнении с другими созданными методами получения цветных изображений. Применяется модификация этого метода, когда исходный поток света в камере разделяется с помощью специальной призмы на 3 цветных изображения, каждое из которых считывается своим сенсором (см. 3CCD).
Цветная фотография методом тройной экспозиции.