Chefeat.ru

Здоровое питание

Цветная фотография методом тройной экспозиции

11-08-2023

Цветная фотография методом тройной экспозиции — аддитивный метод цветной фотографии, при котором с помощью трёх светофильтров — синего, зелёного и красного — производится цветоделение фотографируемого объекта (он фотографируется трижды).

С трёх цветоделённых негативов (полученных при съёмке синим, зелёным и красным светофильтрами) производят печать; в результате получают чёрно-белые позитивы. Эти позитивы помещают в проекционные фонари и, установив перед ними светофильтры, цвет которых соответствует съёмочным светофильтрам, проецируют одновременно на экран. Точно совмещая очертания изображения (благодаря смешению цветных лучей в тех же самых соотношениях, какие были в действительности), получают цветную копию фотографируемого объекта.

Содержание

История

Первые попытки получить цветное изображение фотографическими методами относятся к 1850-м годам («гелиохромия» американского изобретателя Ливая Хилла). В 1861 году английский учёный Дж. К. Максвелл продемонстрировал возможность воспроизведения цвета путём деления света на три части (зоны спектра) и последующего аддитивного сложения проецированных на экран цветоделённых позитивов.

В 18681869 гг. французский изобретатель Л. Дюко дю Орон создал аппаратуру, реализующую данный способ. Одноцветные изображения в его методе получались пигментным способом с использованием дубления желатины солями хромовой кислоты[1][2].

В начале XX века русский фотограф Сергей Михайлович Прокудин-Горский реализовал свой способ цветной фотографии, методом тройной экспозиции. Тогда ещё не существовало многослойных цветных фотоматериалов, поэтому Прокудин-Горский использовал чёрно-белые фотопластинки, которые он сенсибилизировал по собственным рецептам, и фотоаппарат собственной конструкции. Через цветные светофильтры синего, зелёного и красного цветов делались последовательно три быстрых снимка одного и того же сюжета, после чего получались три чёрно-белых негатива, расположенных один над другим на одной фотопластинке. С этого тройного негатива изготовлялся тройной позитив, для просмотра таких фотографий использовался проектор с тремя объективами, расположенными перед тремя кадрами на фотопластинке. Каждый кадр проецировался через светофильтр того же цвета, как и тот, через который он был снят. При сложении трёх изображений — красного, зелёного и синего, на экране получалось полноцветное изображение.

Достоинства и недостатки

Достоинства

По сравнению со всеми другими способами получения цветного изображения, метод тройной экспозиции обеспечивает:

  • Лучшую и точную цветопередачу
    • при применения идентичных зональных светофильтров при съёмке и воспроизведении изображения.
    • благодаря использованию всей широты фотоматериала в каждом из цветоделённых негативов.
  • Наибольшую фотографическую широту, практически не отличающуюся от таковой для применяемых чёрно-белых фотоматериалов.
  • Отсутствие выцветания красителей, при длительном хранении. Отснятый материал существует в виде трех цветоделенных негативов, где красители отсутствуют.
  • Высокое разрешение, в том числе и цветовое.

Недостатки

  • Три экспозиции затрудняют, а то и делают совершенно невозможной съёмку движущихся объектов и сцен со значительно изменяющимся освещением.
  • Необходимость точного позиционирования проецируемых изображений и компенсации геометрических искажений при проецировании.
  • Достаточно жёсткие требования к идентичности обработки цветоделённых негативов, позитивов и к идентичности источников света в проецирующей аппаратуре. В противном случае цветопередача оказывается неудовлетворительной.

Настоящее время

В настоящее время прямой метод тройной экспозиции, как правило, не применяется по причине значительной трудоёмкости в сравнении с другими созданными методами получения цветных изображений. Применяется модификация этого метода, когда исходный поток света в камере разделяется с помощью специальной призмы на 3 цветных изображения, каждое из которых считывается своим сенсором (см. 3CCD).

Примечания

  1. Цветная фотография // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: В 86 томах (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  2. Светопечатание // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: В 86 томах (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.

Источники

  • К. Л. Мертц Цветная фотография // Фотокинотехника: Энциклопедия / Главный редактор Е. А. Иофис. — М.: Советская энциклопедия, 1981.
  • БСЭ. Статья «Цветная фотография». Автор В. С. Чельцов

Ссылки

Цветная фотография методом тройной экспозиции.

© 2014–2023 chefeat.ru, Россия, Челябинск, ул. Речная 27, +7 (351) 365-27-13