15-06-2024
Елена Мироновна Чухнюк | |
Род деятельности: | |
---|---|
Дата рождения: | |
Место рождения: |
с. Дьяковка, Винницкий уезд, Подольская губерния, |
Гражданство: | |
Награды и премии: |
Внешние изображения | |
---|---|
Елена Чухнюк |
Еле́на Миро́новна Чухню́к (род. 12 марта 1917) — старший машинист паровозной колонны, Герой Социалистического Труда (1943), Почётный железнодорожник (1941).
Содержание |
Родилась 12 марта 1917 года в селе Дьяковка Винницкого уезда Подольской губернии[1] в украинской крестьянской семье.
В 1938 году поступила на курсы помощников машиниста паровоза при Гомельском локомотивном депо Белорусской железной дороги, по окончании которых работала в депо Гомель помощником машиниста паровоза, затем — машинистом паровоза. Водила большегрузные поезда на Оршу, Могилёв, Чернигов. В 1941 году ей присвоено звание «Почётный железнодорожник».
В период Великой Отечественной войны водила воинские эшелоны с оружием и боеприпасами к линии фронта — под Ельцом, Сталинградом, Курском, на Днепре. С 1942 года — старший машинист паровозной колонны № 4 особого резерва НКПС СССР (на станции Москва-Киевская), возглавляла комплексную бригаду паровоза «Эм723-88», имея в подчинении две бригады. В 1942 году, ведя состав с военной техникой на Сталинградский фронт, на станции Петров Вал при налёте вражеских бомбардировщиков была ранена.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 5 ноября 1943 года «за особые заслуги в обеспечении перевозок для фронта и выдающиеся достижения в восстановлении железнодорожного транспорта в условиях военного времени» удостоена звания Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот» (№ 92).
Зимой 1943—1944 годов на Северо-Печорской железной дороге водила эшелоны с углём; в условиях сильных морозов организовала скоростное движение угольных маршрутов, сократив время доставки груза в 3 раза. Затем обеспечивала Курское направление (Брянск — Унеча — Сухиничи), участки Юго-Западной и Львовской железных дорог (Киев — Казатин — Жмеринка — Гусятин — Львов — Тернополь — Перемышль).
После войны окончила Московский электромеханический институт инженеров транспорта, работала в Министерстве путей сообщения СССР. Избиралась депутатом Верховного Совета СССР 2-го созыва (1946—1950; член Совет Союза от Гомельской области)[2].
С 1981 года — на пенсии. Состоит в Центральном совете ветеранов железнодорожного транспорта[3]. Проживает в Москве.
Е. М. Чухнюк — единственная женщина-машинист паровоза в истории депо Гомель Белорусской железной дороги.
Е. М. Чухнюк, А. Н. Александрова и А. П. Жаркова — первые в СССР железнодорожницы, получившие звание Героя Социалистического Труда.
9 мая 1999 года Е. М. Чухнюк лично привела на Поклонную гору, к мемориалу Великой Победы, специальный поезд с ветеранами-железнодорожниками.
Биография Е. М. Чухнюк положена в основу сценария кинофильма «Путь славы» (1948; режиссёры Б. Бунеев, М. Швейцер; Мосфильм).
Герои Социалистического Труда | ||
---|---|---|
Чухнюк елена мироновна 1917, елена мироновна чухнюк, чухнюк елена мироновна биография.
Категория:Населённые пункты Мухоршибирского района Бурятии, Ачерби, Франческо, Городское поселение город Павлово.