23-10-2023
Шарль де Бросс | |
Charles de Brosses | |
Дата рождения: | |
---|---|
Место рождения: | |
Дата смерти: | |
Род деятельности: |
писатель, историк, религиовед |
Шарль де Бросс (фр. Charles de Brosses; 7 февраля 1709, Дижон — 7 мая 1777, Дижон) — французский историк XVIII века.
Содержание |
Изучал право и историю, в 1739 году совершил путешествие в Италию. Автор сочинений «Письма о состоянии города Геркуланума», «История плаваний в южные земли», «О культе богов-фетишей, или Сравнение древней религии Египта с современной религией Нигритии», «Трактат о механическом образовании языков». Умер Шарль де Бросс в 1777 году, занимая до самой смерти пост президента бургундского парламента. Конец жизни де Бросса был отравлен ссорой с Вольтером, начавшейся из-за ничтожного повода, в которой обе стороны участвовали с ожесточением и которая помешала де Броссу попасть в члены Французской академии.
Шарль де Бросс является одним из основоположников теории фетишизма в изучении религии. В работе «О культе богов-фетишей, или Сравнение древней религии Египта с современной религией Нигритии» исследователь указывал на значительное распространение у древних народов и ряда современных племен культа поклонения животным или неодушевленным существам: «Истоки этого культа идут от того времени, когда люди были совершенными дикарями, погрязшими в невежестве и варварстве. За исключением избранного народа[1], все народы были в таком состоянии»[2]. Исходя из этого тезиса, ученый предлагает классифицировать религии по двум типам культов фетишей: «Известно, что среди наиболее древних народов мира одни, совершенно дикие и грубые, погрязли во власти суеверной тупости и чтут эти странные земные божества, в то время как другие, менее безрассудные, почитают солнце и звезды»[3]. Приведенная цитата наглядно свидетельствует о недостаточной разработанности на тот момент методологического и терминологического аппарата религиоведения. Показательно, что исследователь чрезвычайно широко трактует понятие фетишизма, включая в него тотемизм, зоолатрию, дриадные, солярные, лунарные культы и т. д.
Де Бросс выдвигает важный тезис об историческом характере «религии фетишизма»[4]. Являясь одной из древнейших форм развития религии в целом, фетишизм становился в дальнейшем ее неотъемлемой частью. Рудименты фетишистских воззрений, по мнению историка, могут быть обнаружены при изучении мифологии соответствующей религиозной традиции и иного культурного материала[3].
Вкладом Де Бросса в развитие религиоведения и других гуманитарных наук является дальнейшая разработка и углубление исторического и компаративистского (сравнительного) методов исследования. Согласно историческому подходу, религия рассматривается как изменяющийся (в отдельных аспектах) во времени феномен, обладающий определенными закономерностями развития, объединяющими его с другими религиозными традициями. Сравнительный подход позволил Де Броссу выявить общие черты в распространении фетишистских воззрений у древних и современных народов и обнаружить специфические этнокультурные отличия.
Особенности исторической атмосферы XVIII века и представлений о развитии научной мысли привели к определенной ограниченности взглядов Де Бросса, который исключил, например, стадию фетишизма из развития иудаизма и христианства[2]. На сегодняшний день работы Шарля Де Бросса имеют в основном историографическое значение[5].
Шарль де Бросс.