16-10-2023
Энармо́ника (эна́рмон) (греч. [γένος] ἐναρμόνιον, ἁρμονία; лат. enarmonium, [genus] enarmonicum, harmonia) — род мелоса в древнегреческой музыке. Главный, легко улавливаемый на слух признак энармоники — наличие интервала меньше полутона, т.наз. диесы. Структурным ядром энармоники (как и всех других родов мелоса) является тетрахорд (см. нотный пример).
От энармоники следует отличать энгармонизм в музыке Нового времени (начиная с эпохи барокко).
Греческие писатели уверяют, что энармоническими были мелодии Симонида и Пиндара (ноты не сохранились). Они же были характерны для трагедии V в.[1]. Несмотря на скудность сохранившихся фрагментов из «Ореста» и «Ифигении в Авлиде» Еврипида (№ 3 и № 4 в антологии Пёльмана-Веста[2]), использование в них энармоники (впрочем, как и хроматики) несомненно. Спартанский декрет (рубеж V-IV вв. до н. э.)[3] инкриминирует Тимофею Милетскому употребление «неблагородной и пёстрой» хроматики вместо того, чтобы исполнять мелодию в «простой и благородной» энармонике. Аристоксен (2-я пол. IV в. до н. э.) определял энармонический род как самый изысканный и сетовал, что «восприятие едва привыкло к нему с большим трудом». В эпоху эллинизма энармоника вероятней всего исчезла из регулярного употребления, хотя в теоретических трактатах продолжала обсуждаться вплоть до конца античности как составная часть мелоса. В I в. до н. э. Дионисий Галикарнасский писал: «Когда я читаю речи Исократа, <...> я становлюсь благостно серьёзным (σπουδαῖος), и дух мой успокаивается, как у людей, внимающих спондеическим авлемам[4] или дорийским энармоническим мелодиям» (Dion.Hal. Dem.22). Во II в. н. э. Птолемей свидетельствовал: «Из описанных родов [мелоса] мы обнаруживаем, что все диатонические привычны нашему слуху, но не энармонический род и не мягкая хроматика[5], потому что люди не очень-то получают удовольствие от чересчур расслабленных [мелодических] характеров („этосов“ — ἠθῶν)»[6]. Примерно о том же говорит в конце III в. Аристид Квинтилиан: «Более [других родов] изысканна энармоника; её воспринимают только виднейшие музыканты, для большинства же она невыполнима. Вследствие этого те, кто отрицает диесу в мелодии, полагают (из-за собственной [слуховой] немощи), что этот интервал совершенно неприемлем для мелодии (ἀμελῴδητον)»[7].
В конце Средних веков (20-е гг. XIV века) об энармонике вспомнил Маркетто Падуанский, который называл «энармоническим» свой полутон (semitonium enarmonicum), сложенный из двух диес. В эпоху Возрождения энармонику активно разрабатывал Н. Вичентино в трактате «Древняя музыка, привёденная к современной практике» (Рим, 1555). Он же был автором новаторских энармонических мадригалов. Впрочем, парадоксальным образом эксперименты Вичентино в области микроинтервалики нашли отклик не среди его ближайших современников, а только в XX веке.
В современной науке гармонии системы с интервалами меньше полутона получили название микрохроматических, или микротоновых (см. Микрохроматика, Роды интервальные).
Энармоника.