Chefeat.ru

Здоровое питание

Энергетическое машиностроение в России

01-09-2023

Перейти к: навигация, поиск

Энергетическое машиностроение России — отрасль российского машиностроения, занимающаяся производством первичные двигатели и связанные с ними аппараты и устройства для выработки различных энергоносителей (водяного пара, газа и др.), являющихся рабочими телами тепловых двигателей.[1]

Основная продукция энергетического машиностроения: паровые, гидравлические и газовые турбины, оборудование для атомных и геотермальных электростанций, парогазотурбинные установки, двигатели внутреннего сгорания (кроме автомобильных, самолетных, тракторных, локомотивных, которые выпускаются соответствующими отраслями промышленности), локомобили, газотурбинные компрессоры и нагнетатели, парогенераторы, паровые котлы, оборудование промышленной и коммунальной энергетики, тягодутьевые машины и др. Энергетическое машиностроение также производит автоматические устройства, регулирующие процессы горения топлива и питание котлов, подачу газа в газовые турбины, давление в паровых магистралях, температуру перегретого пара, число оборотов турбоагрегатов и т. п.[2]

Оценивая современное состояние отечественного энергетического машиностроения, в первую очередь следует отметить изменение статуса российских производителей на отечественном рынке по сравнению с началом 90-х годов. В то время большинство предприятий отрасли находилось в кризисном состоянии, что создало транснациональным компаниям, выпускающим энергооборудование, благоприятные условия для закрепления на рынке России. Такие мировые гиганты, как Siemens, ABB, General Electric, Westinghouse Electric, практически полностью захватили рынок энергетического оборудования, поставляя свою продукцию для строительства новых и реконструкции действующих ТЭЦ, ГЭС, АЭС. В подобных условиях российскому энергомашино-строению отводилась роль вспомогательного производства. Среди основных причин этого можно назвать отсутствие у предприятий достаточных инвестиционных ресурсов для модернизации технологического оборудования и повышения качества продукции, а также разрыв традиционных связей с партнерами.[3]

Характеристика производства

На состояние производственной сферы большинства российских предприятий энергетического машиностроения негативное влияние оказывают следующие факторы: высокая степень износа технологического оборудования, не позволяющая удерживать качество выпускаемой продукции на уровне мировых стандартов; отсутствие достаточных собственных средств для модернизации производственной базы; нестабильность технологических связей в рамках некогда единого производства.

В последние годы наметились серьезные предпосылки к коренному изменению состояния отраслевого производства в сторону улучшения. Определяющим фактором здесь стало объединение в середине 90-х годов ведущих российских производителей энергооборудования в финансово-промышленную группу <Энергомашкорпорация>. Последнее обусловлено главным образом необходимостью создания единой технологической цепочки, в рамках которой эффективность деятельности ее участников значительно возрастает.

В результате у компаний, объединенных в ЭМК стабильными технологическими связями, появились возможности для получения крупных комплексных заказов на энергетическое оборудование со стороны как отечественных, так и зарубежных предприятий. Кроме того, участие в инвестиционных программах, финансируемых ЭМК, позволяет компаниям-участникам модернизировать производственное оборудование, что существенно расширяет их экспортный потенциал, увеличивая шансы на победу в международных тендерах на поставку энергооборудования. Функционирование в рамках ФПГ также позволяет получать более выгодные условия финансирования, что особенно важно при конкуренции с мощными европейскими промышленными корпорациями, имеющими высокий международный кредитный рейтинг.

Динамика объемов выпуска продукции ведущих предприятий энергетического машиностроения характеризуется прежде всего прекращением спада производства, что на фоне общего кризиса промышленности положительно характеризует состояние отрасли. Общей тенденцией 1997 г. стало стабильное увеличение объемов производства. В частности, производственная программа предприятий ЭМК в целом выросла на 21%. При этом потенциал реального роста в будущем далеко не исчерпан. Среди лидеров по темпам прироста объемов товарного выпуска в 1997 г. следует выделить АО <Электросила>, увеличившее производство до 612 млрд неденоминир. руб. (53,4%), а также АО <Красный котельщик>, объем его выпуска возрос на 30,2% - с 430,2 млрд руб. в 1996 г. до 560,3 млрд в 1997 г.[4]

Отрасли

С точки зрения конструктивных особенностей энергооборудования энергетическое машиностроение состоит из производства машин и теплообменной аппаратуры. Производство машин, в свою очередь, подразделяется на изготовление двигателей лопаточного (паровые, гидравлические и газовые турбины) и поршневого типа (двигатели внутреннего сгорания, локомобили).[5]

В структуре энергетического машиностроения можно также выделить следующие виды производственной деятельности:[6]

Сильные стороны

  • Технологические заделы по отдельным видам оборудования. Наиболее сильные позиции — в гидроэнергетическом и атомном оборудовании, а также продлении срока службы и модернизации работающих паровых турбин.
  • Освоенные технологии работы на мировом рынке. Хотя доля на мировом рынке невелика, есть успешный опыт победы в тендерах на поставку и монтаж оборудования в развивающихся странах Азии, Африки, Латинской Америки.
  • Политическая поддержка отрасли. Имеется заинтересованность государства в развитии отрасли под контролем отечественного капитала (при сохранении за государством влияния или контроля за ключевыми предприятиями), связанная с вопросами обеспечения национальной безопасности.

Слабые стороны

  • Мощные конкуренты на рынке. Мировой рынок поделён между крупными ТНК (Siemens, ABB, General Electric, Alstom, Mitsubishi, Toshiba). Оборот каждой из компаний на рынке энергооборудования и сопутствующих услуг составляет 10-40 млрд долл., что как минимум на порядок выше объёма производства российских компаний. Доля российского энергетического оборудования на мировом рынке в настоящее время составляет около 2 % (по сравнению с 13 % в 1991 г.).
  • Технологическое отставание по отдельным видам оборудования. Наибольшее отставание — на магистральном направлении развития современной энергетики — в создании парогазовых установок (ПГУ).
  • Слабые позиции в части комплексных решений. Сложности в предоставлении готовых комплексных решений связаны как с малым спектром предлагаемого оборудования, так и отсутствием опыта по предоставлению сопутствующих услуг и послепродажного обслуживания.
  • Низкая привлекательность рабочего места. Уровень оплаты труда является невысоким по сравнению не только с мировыми конкурентами (разрыв — на порядок), но и наиболее успешными отечественными компаниями. Это блокирует привлечение молодых специалистов и может привести к утрате передачи опыта уже в перспективе 10-15 лет.

Угрозы

  • Вытеснение отечественных компаний с мировых рынков, в долгосрочной перспективе — утрата позиций на внутреннем рынке. Учитывая слабые стороны, долгосрочные конкурентные преимущества отечественных компаний остаются под вопросом.

Экспорт

Объёмы экспорта энергетического оборудования из России выросли со $190 млн в 2003 году до $342 млн в 2008 году.[7]

В 2008 году доля экспорта в объёме производства по разным видам энергетического оборудования составляла:[8]

Ссылки

  • Раздел об энергомашиностроении на сайте Эксперта
  • Факторы конкурентоспособности // ИНП РАН
  • Против турбин с иероглифами
  • Будущее — на экспорт
  • Мы ждали этого двадцать лет
  • РОССИЙСКОЕ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЕ МАШИНОСТРОЕНИЕ: СОСТОЯНИЕ, ПРОБЛЕМЫ, ПЕРСПЕКТИВЫ
  • О состоянии отечественного энергетического машиностроения
  • Потенциал основных отраслей машиностроения

Примечания

  1. Энергетическое машиностроение // БСЭ, 1969—1978
  2. Энергетическое машиностроение // БСЭ, 1969—1978
  3. Энергетическое машиностроение // РЦБ архив, 1998/2004
  4. Энергетическое машиностроение // РЦБ архив, 1998/2004
  5. Энергетическое машиностроение // БСЭ, 1969—1978
  6. Энергетическое машиностроение // РЦБ архив, 1998/2004
  7. Стратегия развития энергомашиностроения Российской Федерации на 2010—2020 годы и на перспективу до 2030 года
  8. Стратегия развития энергомашиностроения Российской Федерации на 2010—2020 годы и на перспективу до 2030 года

Энергетическое машиностроение в России.

© 2014–2023 chefeat.ru, Россия, Челябинск, ул. Речная 27, +7 (351) 365-27-13