Chefeat.ru

Здоровое питание

Якутский речной порт

12-08-2023

Якутский речной порт
местонахождение

Якутск,
Республика Саха (Якутия),
Россия

время навигации

135—150 сут.

форма управления

Холдинговая компания

к-во и длина причалов

1463 м

к-во портовых кранов

59[1]

Дополнительные сведения
наличие собственного флота

119 ед.

транспортные развязки

Якутский транспортный узел

генеральный директор ХК «Якутский речной порт»

Васильев Р. В.

ближайшая ж/д станция

Томмот

ближайший аэропорт

Якутск (аэропорт)

ХК «Якутский речной порт»

(O)

Якутский речной порт (сокр. ЯРП) — речной порт (до 1959 г. — пристань) на реке Лене, крупнейший речной порт в Республике Саха (Якутии). Расположен в городе Якутске на левом берегу Лены в 1530 км от устья. Играет большую роль в обеспечении Якутии и других районов северо-востока России народнохозяйственными грузами. Одно из ключевых звеньев «северного завоза».

Также, так называется объединение юридических лиц — «Холдинговая компания „Якутский речной порт“», которая располагается на производственной базе порта и использует его мощности и инфраструктуру в своей коммерческой деятельности.

Содержание

История

История регулярного судоходства на Лене начинается с конца XIX века. Пристани в Якутске находились в разное время на разных местах, известна пристань на Зелёном лугу возле лабаза «Кружало». 25 сентября 1900 г. считается датой образования стационарной речной пристани в Якутске для обслуживания рейсов почтово-пассажирского пароходства купца Николая Глотова.

1917—1930 гг. — на участке «Гольминка» расположена контора-избушка.

1930—1939 гг. — построены контора, 5 складов площадью 2117 м², грузовые площадки — 1519 м². Все сооружения пристани были сделаны из карбасных плашек. На участке «Даркылах» (7 км ниже Гольминки) построены 4 склада площадью 1605 м².

1940—1953 гг. — пристань имела 8 причалов протяжённостью 660 м на естественном берегу. Погрузо-разгрузочные работы производились кранами «Старый Бурлак», транспортёрами и вручную. Для ремонтных работ на Гольминке построены мастерские, состоящие из механического, столярного и кузнечного цехов.

1953—1957 гг. — в состав Якутской пристани переданы Якутские судоремонтные мастерские, Якутская пристань Северо-Якутского пароходства и «Лензолотофлота», Якутский эксплуатационный участок Управления малых рек при Совете Министров ЯАССР, Якутский узел связи и типография Ленского пароходства.

1958—1959 гг. — пристань переименована в Якутский речной порт. В связи с постройкой железнодорожной линии Тайшет — Лена, расширением порта Осетрово и увеличением грузопотока на направлении Усть-Кут — Якутск, Министерством речного флота РСФСР принято решение о строительстве в г. Якутске речного порта.

В 30-е — 50-е годы XX в. основная пристань находилась в местности Даркылах, в 5 км ниже по течению от современного порта. Современный Якутский речной порт, работающий с 1966 года, расположен в городе Якутске на левом берегу реки Лены в местности Гольминка. Для его постройки, для создания затона для порта в 1960 г. протока Городская была перегорожена оградительной дамбой, после чего в ней исчезло течение, и из протоки она превратилась в два не сообщающихся друг с другом залива Лены. Речной порт расположен ниже дамбы, и та часть бывшей Городской протоки, на которой стоит порт и которая соединяет его с фарватером Лены, в среде речников называется «каналом».

1960—1966 гг. — построена ряжевая стенка, обустроен подводный канал, установлены первые краны. 1966 г. — произведена первая погрузка и разгрузка флота на причалах нового порта[2]. Переработано 8000 тонн грузов.

В последующие годы — с ростом объёмов переработки грузов, грузопассажирских перевозок наращивались производственные мощности порта. В 1973 г. было закончено строительство 1-й очереди порта в составе механизированных причалов протяжённостью 460 м. Пассажирский район с вокзалом построен в 1972 г.

1994 г. — в рамках программы разгосударствления ЯРП вышел из состава Ленского объединённого речного пароходства, образовав ОАО «Якутский речной порт».

2003 г. — ОАО преобразовано в Холдинговую компанию «Якутский речной порт»[3].

Функции

В Якутском речном порту. Здание речного вокзала

Играет основную роль в перевалке грузов, поступающих в Якутск из Осетрово и обеспечивает перевозки местных грузов и пассажиров. Принимает и отправляет в северные районы Якутии, а также частично на север Красноярского края и на Чукотку, промышленные, продовольственные товары, машины, оборудование, металлы, стройматериалы, уголь, химические грузы.

На сегодняшний день речной порт «Якутск» является мощным предприятием республики, оснащенным как отечественной, так и импортной перегрузочной техникой. Погрузочно-разгрузочные работы осуществляются портальными кранами «Ganz» (англ.) на благоустроенных причалах порта и плавучими кранами у естественного берега. Общая протяжённость грузовых причалов составляет около 1,5 км. Порт располагает 59 единицами портальных кранов, автопогрузчиков и плавучих кранов. Собственный флот порта составляет 119 единиц, из них: грузовой флот — 57 ед., пассажирский флот — 19 ед., грузопассажирский флот — 6 ед., стоечный флот — 18 ед., специальный флот — 19 ед.[4]

В состав Якутского речного порта входят Нюрбинская пристань, причалы в посёлках Нижний Бестях и Мохсоголлох.

Основными видами деятельности порта являются:

  • грузовые и пассажирские перевозки на территории Ленского бассейна;
  • оказание услуг по переработке поступающих и отправляемых грузов, в том числе крупногабаритных и тяжеловесных грузов;
  • хранение и депонация грузов, хранение таможенных грузов, поступающих в порт Якутск, контроль за надлежащим складированием и хранением;
  • аренда складских помещений;
  • переработка грузов на причалах, принадлежащих порту Нижний Бестях и Мохсоголлох по расценкам, действующим в порту.

Вспомогательные виды деятельности:

  • предоставление услуг такелажного цеха, который выполняет работы по изготовлению и ремонту различных грузо-захватных устройств, изготовление траверс, стропов различных грузоподъемностей, сварочные работы.
  • добыча строительных минеральных материалов (песчано-гравийная смесь), производство пиломатериалов, строительных и столярных изделий, производство щебня, мелкоштучных бетонных блоков, сбор и перевозка лома цветных и чёрных металлов, выпуск печатной продукции и др.[2]

Период навигации, обусловленный резко континентальным климатом, составляет 135—150 суток (с использованием ледоколов на паромной линии через Лену — чуть дольше).

Холдинговая компания «Якутский речной порт»

В порту

В советское время Якутский речной порт как предприятие функционировал как структурное позразделение единого ЛОРПа. Затем, в 1994—2003 гг. существовало «ОАО „Якутский речной порт“». После чего было принято решение преобразовать ОАО в холдинговую компанию.

ООО Холдинговая компания «Якутский речной порт» было образовано в апреле 2003 года. Профиль деятельности — управление холдингом.

ХК «Якутский речной порт» представляет собой группу компаний, каждая из которых является самостоятельным юридическим лицом, связанных между собой отношениями по управлению их деятельностью головной компанией.

Система управления в Холдинге построена на принципе стратегического управления. Головная компания не вмешивается в оперативное управление деятельностью предприятий Холдинга, осуществляя контроль ключевых показателей эффективности своих компаний, вырабатывая единую стратегию развития бизнесов и инвестиционною политику, а также единое корпоративное управление.

ХК «Якутский речной порт» предоставляет комплекс транспортных услуг, связанных с перевозкой грузов и пассажиров речным транспортом в бассейне р. Лена от порта Осетрово до Жиганска, включая боковые притоки р. Алдан и р. Вилюй, а также переработкой и хранением груза в портовых терминалах.

В структуру Холдинга входят восемь предприятий, в том числе:

  • ООО Холдинговая компания «Якутский речной порт». Профиль деятельности: управление холдингом.
  • ООО Судоходная компания «Якутск». Профиль деятельности: перевозка грузов, реализация песка и ПГС, погрузо-разгрузочные работы, паромная переправа.
  • ООО Речной порт «Якутск». Профиль деятельности: переработка и хранение груза, погрузо-разгрузочные работы.
  • ООО «Пассажирское Райуправление». Профиль деятельности: пассажирские перевозки, чартерные туристические рейсы.
  • ООО Судоходная компания «Вилюй». Профиль деятельности: перевозка грузов, перевозка пассажиров.
  • ООО «Столовая речного порта». Профиль деятельности: организация общественного питания.
  • ООО «Типография речного порта». Профиль деятельности: выпуск печатной продукции.
  • ИП Производственный участок «СтройБлок». Профиль деятельности: производство щебня, мелкоштучных бетонных блоков[5].

См. также

Примечания

  1. Вместе с плавучими кранами и автопогрузчиками.
  2. ↑ Холдинговая компания «Якутский речной порт»
  3. Хронология событий по: З. Чайка. Всё начиналось с пристани // «Ленский водник», 25.11.2000.
  4. Данные по технике — по состоянию на 2000 г.
  5. Холдинговая компания «Якутский речной порт»

Ссылки

  • Интервью с генеральным директором ХК «Якутский речной порт» Радием Васильевым
  • Фотогалерея
  • Из истории речного флота Якутии и Ленского пароходства
  • Якутскому речному порту — 100 лет (подборка материалов в «Ленском воднике»)
  • Расписание пассажирских рейсов ООО «Пассажирское райуправление» в навигацию 2012 года

Якутский речной порт.

© 2014–2023 chefeat.ru, Россия, Челябинск, ул. Речная 27, +7 (351) 365-27-13