18-06-2024
127-й истребительный авиационный полк | |
Награды: | |
---|---|
Почётные наименования: |
«Варшавский» |
Войска: | |
Род войск: |
истребительная авиация |
Сформирована: |
март 1940 |
Расформирована (преобразована): |
конец 1940-х |
Преемник: |
676-й истребительный авиационный полк (после ВОВ) |
Боевой путь | |
1941 |
127-й истребительный авиационный полк — воинское подразделение вооружённых сил СССР в Великой Отечественной войне.
Содержание |
Полк формировался с марта 1940 года в Бобруйске. [1]
В составе действующей армии во время ВОВ c 22 июня 1941 по 28 июня 1941, с 26 июля 1941 по 25 июня 1942, с 22 октября 1942 по 3 марта 1943 и с 3 июня 1943 по 9 мая 1945 года.
На 22 июня 1941 года постоянно базируется в Скидели, однако самолёты находились на полевом аэродроме в Лесище близ деревни Прудцы Щучинского района Гродненской области. [1] На вооружении полка состояли истребители И-15 бис и И-153 в количестве 72 самолётов из них 7 неисправных. Задачей полка было прикрытие административного и военного центра Гродно, переправ через Неман, а также железнодорожной станции Мосты и развилки железнодорожной ветки Гродно–Лида–Волковыск.
В 3-25 утра 22 июня 1941 года в полку была объявлена тревога, в 9-20 самолёты вылетели на перехват бомбардировщиков противника, осуществляющих налёт на соседний аэродром. В первый день войны полк совершил 172 боевых вылета, потерял 13 самолётов и 14 лётчиков, из них 5 раненными. Уничтожил в воздушных боях в первый день по своим отчётам 20 самолётов противника, что явилось лучшим результатом для истребительных полков Западного фронта [2]. Ведёт боевые действия в Белоруссии до 28 июня 1941 года, после чего выведен на доукомплектование. C конца июля 1941 года принимал участие в Смоленском сражении, в сентябре 1941 года действует на подступах к Москве, так, например, полк штурмует аэродром Сеща, скопление мотомеханизированных частей в деревне Рябчичи, 21 сентября 1941 года штурмует вражеский аэродром в районе Ельни.
В 20-х числах сентября 1941 года, пополненный эскадрильей из 29-го истребительного полка перелетел из Подмосковья на Ленинградский фронт, с 23 сентября 1941 года базируется на аэродроме у деревни Кайвакса. На полк была возложена задача сопровождения транспортных самолётов в блокированный Ленинград и из Ленинграда на Большую землю, чем полк был занят вплоть до июня 1942 года. В конце октября 1941 года, в связи с немецким наступлением на Тихвин, полк перелетел в Подборовье. В 1941 году полк был вооружён самолётами И-16 и И-153, также имея в распоряжении некоторое количество МиГ-3. В 1942 году полк начал перевооружение самолётами Як-1, в ходе войны перевооружался самолётами Як-7 и Як-9
Наряду с конвоем самолётов, полк выполнял и другие задачи, так во время боёв в районе Тихвина, прикрывает с воздуха выгрузку и движение от аэродрома прибывающих войск, до февраля 1942 года, пока не был сменён 196-м полком прикрывает также железнодорожный узел Тихвин, весной 1942 года поддерживает советские войска в районе Шала, Зенино, Кондуя, Погостье, Спасская Полисть.
25 июня 1942 года полк выведен на переформирование. В октябре 1942 года вошёл в состав 282-й истребительной авиадивизии и действовал в её составе до конца войны.
С 4 ноября 1942 года по 1 января 1943 года полк действует над Сталинградом. С июня 1943 года действует в Орловской области, с июля 1943 года принимает участие в Курской битве, так, 7 июля 1943 года под Орлом сопровождает 18 бомбардировщиков B-3, при бомбардировке железнодорожных эшелонов из станции Змиевка. Затем поддерживает советские войска в ходе Орловской операции, осенью 1943 года - в ходе Гомельско-Речицкой операции, зимой 1944 года - в ходе Калинковичско-Мозырьской операции, так 15 февраля 1944 года ведёт боевые действия в районе Калинковичи.
Летом 1944 года принимает участие в Белорусской операции, осенью 1944 года обеспечивает воздушное пространство над плацдармами над Вислой.
С января 1945 года действует в ходе Варшавско-Познаньской наступательной операции, отличился при освобождении Варшавы, затем прикрывает переправы на Одере, на заключительном этапе войны принимает участие в Берлинской наступательной операции.
Награда | Дата | За что получена |
---|---|---|
Орден Красного Знамени | август 1944 | За успешные действия в боях за плацдармы на Висле |
«Варшавский» | 17.01.1945 | за отличие боях за овладение городом Варшавой |
Награда | Ф.И.О. | Должность | Звание | Дата награждения | Данные о вылетах | Примечания |
---|---|---|---|---|---|---|
Данилов, Андрей Степанович | Заместитель командира эскадрильи по политической части | старший политрук | 08.07.1941 | - | 22.06.1941 совершил таран, представлен посмертно, но выжил | |
Савченко, Александр Петрович | Командир эскадрильи | подполковник | 04.02.1944 | к моменту представления 424 боевых вылета, в 64 воздушных боях сбил лично 11 и в группе 15 самолётов противника | - | |
Трещёв, Константин Михайлович | Командир эскадрильи | Капитан | 02.08.1944 | к моменту представления 490 боевых вылетов, в воздушных боях сбил 26 самолетов противника. | награждён, будучи уже переведённым инструктором-лётчиком управления истребительной авиации Главного управления боевой подготовки фронтовой авиации ВВС Красной Армии | |
Химич, Фёдор Васильевич | помощник командира 282-й истребительной авиационной дивизии по воздушно-стрелковой службе | майор | 26.10.1944 | к моменту представления 535 боевых вылетов; в воздушных боях лично сбил 13 и в паре 4 самолёта противника. | - |
127-й на английском, 127-й гвардейской бригаде связи, 127-й бригады резерва.
Saudi Binladin Group, Хаавикко, Асикага-но Ёситанэ, Дашково, Файл:Romain Grosjean 2008 GP2 Silverstone.jpg.