15-04-2023
Rail Baltica | |
Страна: | |
---|---|
Состояние: |
Проект |
Протяжённость: |
950 км |
Официальный сайт: |
rail-baltica.com |
Rail Baltica — проект железной дороги с европейской «узкой» колеёй, которая должна соединить Прибалтику, Восточную (Польша) и Западную Европу. Согласно проекту, единая европейская колея должна соединить Таллин, Ригу, Каунас, Варшаву и Берлин и Хельсинки (а в дальнейшем — продолжение маршрута до Венеции), улучшив, таким образом, между Центральной и Восточной Европой. Главной целью Rail Baltica является возобновление непосредственной связи стран Балтии с европейской железнодорожной сетью и развитие региональной интеграции. Интерграция ж/д стран Балтии в транспортную систему Евросоюза позволит увеличить скорость движения поездов, рост пассажиро- и грузопотоков и прибылей.
Все три страны Балтии и Польша объявили проект одним из своих приоритетов в области развития транспортной инфраструктуры. Решение Европарламента и Совета Европы определило проект Rail Baltica частью панъевропейского коридора № 1, который включает также автодорожную часть (Via Baltica) и ответвление А на Калининград (Via Hanseatica). Координатором проекта в Европарламенте является Павел Теличка (Pavel Telička).
Содержание |
Дорога предполагается стать скоростной (скорость движения поездов должна достигать 250 км/ч), однако на начальном этапе предполагается достижение скорости в 160 км/ч (в дальнейшем она была скорректирована до 120 км/ч).
Маршрут по Прибалтике: Каунас — Паневежис — Бауска — Рига — Пярну — Таллин.[1]
Отрицательное влияние на реализацию проекта оказало значительное снижение пассажиропотока на ж/д транспорте, и увеличение — автомобильным и авиа.[2] Финляндия весьма скептически оценивает возможный спрос на пассажирские перевозки по планируемому железнодорожному маршруту.[3] Также неожиданное сопротивление проекту перегрузочного центра в Каунасе выдвинул, развернув информационную кампанию, один из богатейших людей в Литве, президент Конфедерации промышленников Литвы Бронисловас Лубис, чей концерн «Ахема» начал в 2008 году строительство аналогичного перегрузочного терминала на границе с Польшей, в Моцкаве.
В Литве протяжённость Rail Baltica должна была составить 235 км.
Первоначальный план литовского участка дороги от границы с Польшей предусматривал что европейская колея должна идти до Каунаса по прямой, а там должна соединятся с широкой колеёй (сейчас поезда из Литвы могут идти только до границы, где груз должен перегружаться в вагоны с евроколеёй). В месте соединения должен быть построен интермодальный логистический центр и перегрузочный терминал. Однако разработка этого проекта выявила, что строительство этих 70 км дороги потребовало бы не менее 2 млрд литов — пришлось бы выкупать порядка 2 тыс. частных земельных участков, что повлекло бы огромные материальные и временные затраты на оформление документов. После консультаций с экспертами ЕС был подготовлен альтернативный проект — этот участок пойдет не по прямой, а по насыпи старой действующей дороги, которая идет от границы Польши с Литвой. Плюс этого проекта — значительно меньшая стоимость (всего 700 млн литов), минус — на дороге с поворотами нельзя достичь скорости 160 км/ч, а только порядка 100 (однако данный участок есть лишь малая часть всей дороги, поэтому потери времени в пути должны быть незначительны). Правительство уже одобрило данный план.
11 августа 2011 состоится официальное открытие отрезка протяженностью примерно 7 км между Моцкавой и Шяштокай (колея 1435 мм) — первые пассажирские и грузовые поезда пойдут по новому отрезку железной дороги Rail Baltica. Министр транспорта Литвы Элигиюс Масюлис сказал, что доехать до Каунаса по европейской колее можно будет в конце 2014 года.[4]
В Латвии протяжённость Rail Baltica должна составить 245 км.
По территории Латвии дорога пойдёт по ныне существующей линии: Мейтене — Елгава — Рига — Царникава — Скулте — Ипити. Предусматривается восстановление ранее, в 2007 году, разобранной линии Скулте — Пярну. Весь путь от Мейтене до Скулте будет четырёхрельсовая совмещённая русская (1520 мм) и европейская (1435 мм) колея, а далее за Скулте будет европейская колея.
Латвия не может полноценно участвовать в реализации проекта Rail Baltica из-за нехватки государственного софинансирования.[5]
По словам директор Департамента транзитной политики Министерства сообщения Латвии, Эстония освоила доступное финансирование полностью, а Литва — на 5%.
Rail Baltica включен в число приоритетных проектов ЕС. Проект включён в программу 2007—2013 годов Европейских коммуникационных сетей (TEN-T). Его изучение на 50 % софинансируется из бюджета TEN-T, и на 50 % — из бюджета каждой участвующей в нем страны. Общие расходы на изучение проекта исчисляются в 396 000 евро.[6] Стоимость разработки технико-экономического обоснования реализации проекта оценивается примерно в 1 млн евро.[7]
По решению правительства Литвы строительство участка между Польшей и Литвой (70 км) должно быть завершено до конца 2013 г. Железная дорога должна начать работу в полном обёъме на участке от границы с Польшей через Мариямполе до Каунаса. Польше и Латвии не нужно прокладывать новое полотно. Однако им необходимо привести в порядок проходящие по их территории части маршрута, чтобы скорость движения поездов на них могла достигать 120 км/ч. Эстония заявляет, что уже сейчас готова обеспечить подобную скорость.
В мае 2010 года должны начаться работы на лит. участке Шяштокай-Моцкава, где будут строится четырёхрельсные колеи — узкая и широкая.
В начале 2010 ОАО «Российские железные дороги» (РЖД) сделали предложение Эстонии — РЖД готова принять участие в строительстве эстонского участка скоростной дороги, но на условии, что этот участок будет с широкой (русской) колеёй (что принципиально меняет суть проекта). В апреле 2010 представитель Эстонии (еврокомиссар по транспорту Сийм Каллас) заявил, что Эстония отказалась от перехода на европейский стандарт 1435 мм, и и ширина колеи проекта останется в Эстонии неизменной — 1520 мм.
Rail Baltica.