04-05-2023
Айюб (араб. أيوب) | |
---|---|
Толкование имени: | удручённый, гонимый |
Имя на других языках: | ивр. אִיּוֹב |
В иных культурах: | христ. — Иов иуд. — Ийов |
Пол: | Муж. |
Категория: | Пророк |
Местность: | Уц, северная Аравия |
Род деятельности: | Проповедник |
Упоминания в Коране: | 4 раза. (4:163), (6:84), (21:83-84), (38:40-44) |
Количество прожитых лет: |
около 92 лет |
Чудеса и знамения: | исцеление от проказы, золотая саранча |
Аюб на Викискладе |
Айю́б (араб. أيوب) — пророк (наби) в исламе, один из «терпеливцев» — праведников. Соответствует библейскому Иову.
Содержание |
В Коране присутствует два эпизода, упоминающие страдания Айюба: краткий в суре «Пророки» (21:83-84) и более пространный в суре «Сад» (38:40-44). Подобно библейскому сюжету во втором эпизоде упоминается сатана как источник бед и страданий, постигших Айюба, сходен и эпизод «дарования семьи». Вместе с тем, в отличие от Ветхого Завета, в суре «Сад» упоминается чудесный источник питья и омовения, с которой дальнейшая традиция связывает его исцеление.
Эпизоды праведного терпения и омовения в дальнейшем вошли в хадисы (в частности, в «Сахихе» аль-Бухари приводится эпизод с золотой саранчой, посыпавшейся на Айюба во время омовения).
С появлением литературного жанра сказаний о пророках (кисас аль-анбийа) жизнеописания Айюба входят в сборники различных авторов, приобретая агиографические черты, при этом пять аятов суры «Сад» разворачиваются в пространные повествования, при этом авторы кисас аль-анбийа широко используют материал ветхозаветной Книги Иова, зачастую дискутируя с нею. Так, например, Ибн Касир оспаривает эпизод с проказой «израильских преданий», поскольку «пророки не должны страдать какими-либо болезнями, которые вызывают у людей отвращение к ним».
Вместе с тем, мотивы богатства и многодетности Иова, а также потери богатства и детей полностью сохраняется в мусульманской агиографии, как и мотив их возвращения вдвое; жена Айюба, как и в библейском сюжете, терпеливо ухаживает за ним, однако библейский эпизод с призывом жены похулить бога (Иов 2:9) трансформируется у Ибн Касира в предание о шайтане, который является к жене под личиной врача и гневе Айюба, который, узнав об этом, сначала клянётся дать ей сотню ударов кнутом, а затем, смягчившись её преданностью, дабы не нарушить клятву, заменяет удары кнутом одним ударом пучком из сотни стеблей травы — в соответствии с 43-м аятом суры «Сад»: «И возьми рукой своей пучок, и ударь им, и не греши!».
Это заготовка статьи о персоналии ислама. Вы можете помочь проекту, исправив и дополнив её. |
Пророки ислама | |
---|---|
Посланники | |
Пророки |
Идрис • Енох | Шис • Сиф | Худ | Салих | Лут • Лот | Исмаил • Измаил | Исхак • Исаак | Якуб • Иаков | Юсуф • Иосиф | Айюб • Иов | Шуайб • Иофор| Харун • Аарон | Йуша ибн Нун • Иисус Навин | Ильяс • Илия | Аль-Яса • Елисей | Зуль-Кифль • Иезекииль | Ишмоил • Самуил | Юнус • Иона | Давуд • Давид | Сулейман • Соломон | Закарийя • Захария | Яхья • Иоанн
|
Праведники |
Билкис • Царица Савская | Имран • Святой Иоаким | Зуль-Карнайн | Лукман | Мариам • Мария | Узайр • Ездра | Хидр | Шем'ун
|
Айюб.