Chefeat.ru

Здоровое питание

Ваххабизм

15-04-2023

Ваххаби́зм (от араб. الوهابية‎‎) — религиозно-политическое движение в исламе, признанное сектой во многих странах и являющееся официальной идеологией Саудовской Аравии, сформировавшееся в XVIII веке. Термин "Ваххабизм" назван по имени Мухаммада ибн Абд аль-Ваххаба ат-Тамими (17031792), являющегося последователем Ибн Таймийа (12631328). Как правило сторонники его идей сами называют себя салафитами[1].

Мухаммад ибн Абд-аль-Ваххаб полагал, что настоящий ислам практиковался только первыми тремя поколениями последователей пророка Мухаммеда («Ас-Саляф ас-Салих»), и протестовал против всех последующих инноваций, считая их привнесенной извне ересью.

C точки зрения некоторых этнографов, ваххабиты — сравнительно новое течение, вызванное обострением социально-экономических и политических условий между частью бедуинского населения, а также части религиозных деятелей, выразившееся как протест против богатства городских жителей и богачей.[2] Также движение сыграло значительную роль в освободительной войне против Турции.[3]

Движение было принято принцем Абдель Азиз ибн Саудом, впоследствии основателем и первым королём Саудовской Аравии (19321953). В результате чего ваххабизм стал господствующей исламской доктриной в данной стране. Сейчас называют себя "Саляфами", хотя сами имеют убеждения секты учения Мухаммада ибн Абд аль-Ваххаба ат-Тамими.

Содержание

Терминология

Школа получила название от имени основателя — Мухаммада ибн Абдуль-Ваххаб ибн Сулейман аль-Мушраф ат-Тамими (араб. محمد بن عبد الوهاب بن سليمان آل مشرف التميمي).

Сами представители данного течения отрицают зачастую данное именование, указывая, что являются салафитами, они не считают своё движение политическим, а только религиозным.[4]

История ваххабитского движения

Аравия накануне возникновения учения

Историк Алексей Михайлович Васильев считает что вопрос о возникновении ваххабизма следует искать в изучении аравийского общества.[5] Важным было замедленное развитие, что было обусловлено узостью производственной базы, неблагоприятные условия для ведения сельскохозяйственных работ: с одной стороны такие явления как засуха, с другой проливные дожди, когда мощные сели уносили верхний слой вместе с посевами.[6]

Также следует упомянуть отсутствие централизации ирригационного хозяйства, ввиду отсутствия общего земледелия (разобщённость оазисов).

Кочевое и полукочевое скотоводство в Аравии

Поскольку ваххабитское движение получило огромное развитие среди бедуинов, то рассмотрение их исторического развития является одним из наиболее важных. Так С. А. Токарев писал[7]:

Среди бедуинов Аравии в XVIII в. возникло течение ваххабитов (последователей Мухаммеда ибн Абдель Ваххаба), в котором отразился стихийный протест кочевников против богатства и роскоши городских купцов и богачей.

А. М. Васильев указывает на два типа людей ведущих кочевое и полукочевое хозяйство:

  • Кочевники-верблюдоводы
  • Полукочевники-овцеводы (полукочевники из-за ограниченности перехода по безводной местности)[8]

Социальное расслоение арабов Аравийского полуострова

По свидетельствам источников 18 в. наиболее низкими показателями по благосостоянию были у кочевников, впрочем, положение оседлых земледельцев было не многим лучше.[9] Распространённым явлением стал захват частью знати водных и других источников, распространилось ростовщичество и налоговый гнёт. Несмотря на то, что ряд исследователей считали аравийское общество феодальным, во-многом, это положение вызывает сомнения.[10]

Прибавочный продукт

В современной этнографии сложилось понимание, озвученное Н. Н. Крадиным и его предшественниками. Прибавочный продукт у кочевых народов — как часть материального продукта (зерна, дерева и др.), добывающийся с помощью захвата населения в плен, с целью создания земледельческих оазисов[11], захвата оседлых цивилизаций, либо через лиц, которые по той или иной причне переходили добровольно. Важным было собирание дани с подконтрольных крестьян и ремесленников, а также купцов.[12] Зачастую, именно этим фактором поясняется будущая дезинтеграция аравийского общества. Ведь часть бедуинских племён брала дань с оседлых племён, но с упадком торговли и власти Османской империи, доходы шейхов стали падать.

Таким образом, к XVIII веку на территории Аравийского полуострова не сложилось единого экономического пространства. Резко встал вопрос с одной стороны о разрешении данной ситуации, с другой — Аравия предоставилась сама себе, так как фактически Османская империя и Португалия не решали уже вопросы данного региона.

Обострение социально-политических вопросов. Междоусобицы

Из-за невозможности создания единого централизованного государства, уже во времена заката могущества Османской империи (конец XVII в.), на Аравийском полуострове всю большую роль начинают играть шерифы — клановые правители той или иной местности, фактически номинально зависящих от турецкой власти (только в Мекке было несколько шерифских семей, которые соперничали за власть над городом).[13] Противостояние между рядом регионов Центральной Аравии обострились. В результате выделяются следующие города, ставшие центрами претендующими на господство на полуострове Аяйна, Эд-Диръия, Эр-Рияд. Ситуация стабилизировалась лишь в период правления эмира Сауда ибн Мухаммада, но снова обострилась после его смерти.

К концу XVII, началу XVIII вв. фактически центральная часть Аравийского полуострова оказалась раздробленной, с непрекращающимися кровопролитными междоусобными войнами. Идеей соединения государства становится с одной стороны уменьшение поборов, власти шерифов и эмиров, а также защита от кочевников; с другой — мощная идеологическая основа, способная сплотить разрозненное общество. Им и становится ваххабизм.[14]

Мухаммад ибн Абд-аль-Ваххаб. Становление учения ваххабизма

На момент возникновения ваххабитского движения на территории Аравии было множество мусульманских школ и течений, а также иудеи и христиане. На северо-восточных и восточных землях был распространён шиизм. Но одним из основных направлений (особенно в Хиджазе) была ханбалитская школа. Как отмечают многие исследователи, среди бедуинов ислам был не особо распространен. Швейцарский путешественник Буркхардт И. Л. писал также, что в пяти часах от Мекки есть могилы святых:

В пяти часах от Мекки мы миновали развалины строения именовавшейся Эль-Миймоуньи, где располагалась усыпальница святого, купол которой разможжён ваххабитами. Рядом с ней располагался родник с пресной водой, и небольшое озерцо, или водоём, выложенный камнем: немногочисленные зданьица вблизи усыпальницы служили своего рода караван-сараем. В первые шесть часов после Мекки наш путь лежал на северо-запад, когда мы свернули в сторону крутого холма, который караваны не могли пересечь, и направились на северо-северо-запад к Вади Фатме, которые мы достигли к концу восьмого часа после Мекки, только при первых проблесках рассвета.
[15]

Именно в данный период рождается Мухаммад ибн Абд-аль-Ваххаб. О ранней жизни основателя ваххабизма известно сравнительно немного. Известно, что он родился в Аяйне (ар.)русск. в 1703 году, в семье кади Абд-аль-Ваххаба.[16] Рано женился (в 12 лет), после чего совершает паломничество в Мекку, а позже некоторое время проводит в Медине и Басре. Путешествия заканчиваются переселением будущего основателя течения в Хураймалу (ар.)русск., куда бежит позже и его отец, попав в немилость к новому эмиру города Аяйне. Здесь Мухаммад начинает активно проповедовать свои идеи, а также пишет своё теологическое сочинение Книга единобожия(كتاب التوحيد), в которой отразились взгляды вероучителя, сложившиеся после изучения исламских и немусульманских концепций, а также отразились проблемы социально-экономического и политического характера современной теологу Аравии.[17]

Основные догматы

Ваххабиты считают запретным паломничество к могилам святых, которое они рассматривают как поклонение мертвым; совершение неверного, с их точки зрения, тавассуля; считают макрухом (нежелательным и порицаемым) отмечать день рождения пророка Мухаммада.

Однако, сами ваххабиты заявляют о неверном толковании своего учения и оспаривают заявления о своей нетерпимости и призывах к убийству любого «неверного и лицемера», приводя в качестве оправдания слова Мухаммад ибн Абдуль-Ваххаба из послания к Абд ар-Рахману ас-Сувейди:

«И ополчились против нас с воинством шайтана, распространяя клевету, которую человек мыслящий постыдился бы пересказывать, не говоря уже о том, чтобы измыслить (в том числе и то, о чем вы упоминали), будто бы я объявляю всех людей неверными, кроме тех, кто последовал за мной. И будто бы я утверждаю, что ваши бракосочетания — недействительны. Удивительно, как подобное могло прийти на ум человеку мыслящему? Чьи это слова — мусульманина или неверного? Человека здравомыслящего или безумца?». (Собрание сочинений Шейха, 36\5)

В послании шерифу Мекки, отвечая на его вопрос относительно объявления мусульман неверными, Мухаммад Ибн Абд аль-Ваххаб писал: «Ложью и клеветой, посредством которой людей отвращают от религии Аллаха и Его Посланника, являются россказни о том, что мы будто бы огульно объявляем людей неверными и предлагаем переселяться к нам тех, кто доказал свою веру; что будто бы объявляем неверными того, кто сам никого еще не обвинил в неверии и кто никого не убил(!!), и так далее, и тому подобное». (Собрание сочинений Шейха, 11\3)

Любое политическое разделение уммы (исламской нации) или гражданская война рассматриваются ваххабитами как фитна (раскольничество, нарушение исламского единства). По словам Ибн Абд Аль-Ваххаба, самая первая фитна произошла во время Халифата Али, когда его покинули хариджиты. Несмотря на это, приверженцы ваххабизма несколько раз в истории участвовали в вооружённых конфликтах и поднимали восстания против других мусульман.

  1. Строгое соблюдение принципа таухида;
  2. Отрицание новшеств в религии (бид’а); разделение понятия новшества на языковое и религиозное
  3. Критика всеобщего таклида (следование какому-либо одному мазхабу (школе Исламской правовой мысли)).
  4. Признание понимания саляфов («праведных предков») как единственно правильного в толковании атрибутов и имён Аллаха (отрицание иносказания в таких атрибутах как «йад» (рука), то есть утверждение, что все атрибуты Аллаха должны толковаться «как есть» без иносказаний и без уподобления сотворённому).

Очищение ислама

Главный догмат ваххабизма — вера в безусловно единого Бога (таухид). Своей основной задачей ваххабиты считают борьбу за очищение ислама от различных чуждых, с их точки зрения, ему примесей, основанных на культурных, этнических или каких-то других особенностях тех или иных мусульманских народов.

Ваххабиты отвергают различные, с их точки зрения, нововведения (бид’а), не дозволенные исламом. Салафиты отрицают возможность «посредничества» между Аллахом и человеком. Отрицают суфизм, который в Российской Федерации получил распространение на Северном Кавказе, где закрепились несколько суфийских тарикатов.

Критика ваххабизма в исламском мире

На протяжении всей истории своего существования ваххабизм подвергается серьёзной критике внутри исламского мира за присущие ему нетерпимость к чужим взглядам, излишнюю строгость нравов, негибкость и нетрадиционную трактовку некоторых положений вероубеждения.

Первыми противниками нового течения стали собственный отец и брат (сам исламский богослов и кади) Мухаммада ибн Абд-аль-Ваххаба, осудившие и не принявшие его учения.

В 1998 году, как часть кампании по уничтожению идолов, саудовские власти распорядились сравнять с землёй и залить бензином могилу матери пророка Мухаммеда Амины бинт Вахб, что привело к волне протестов и резкого осуждения среди мусульман во всём мире[18].

В наши дни некоторые исламские лидеры, например, Высший исламский совет США (англ.)русск. и глава итальянских мусульман Абдул Хади Палацци заявляют, что ваххабизм является экстремистским еретическим движением, в основном по причине отрицания его приверженцами традиционных суфийских учений и толкований[19][20].

Раскол в исламе

Борьба за очищение ислама и догмат отрицания почитания любых авторитетов, кроме Аллаха, вызывали в Центральной Аравии в XIX веке ваххабитские восстания, в ходе которых ваххабиты разгромили постройки над могилами ученых, которым якобы поклонялись суфии (сами могилы не были разрушены). Самые крупные ваххабитские восстания были в Медине и Мекке. Вскоре ваххабитские восстания в крупных городах были подавлены, лишь в маленьких поселках они продолжали своё существование.

Ваххабизм в России

В 1980-е годы среди советских мусульман стали распространяться идеи исламского фундаментализма. Сторонники «чистого ислама», как они себя называли, заметно выделялись из основной массы верующих активным неприятием «безбожного» общества, оппозицией к «официальному» мусульманскому духовенству и критическим отношением к «народному исламу». За ними прочно закрепилось наименование «ваххабитов», хотя они таковыми себя не считали и в отличие от «истинных» ваххабитов они не принадлежали к ханбалитскому мазхабу. В 1990-е годы Северный Кавказ стал тем регионом России, где конфронтация между сторонниками «чистого» и «традиционного» ислама стала наиболее острой.[21]

В Дагестане

В начале 1990-х в Дагестане обострились отношения между приверженцами традиционного для данного региона суфизма и «ваххабитами». Лидером дагестанских ваххабитов долгое время считался Багаутдин Кебедов. На 16 сентября 1999 года ваххабитской территорией считалась Кадарская зона. Народным Собранием Республики Дагестан был принят Закон «О запрете ваххабитской и иной экстремистской деятельности на территории Республики Дагестан»[22], а в 1999 многие ваххабиты приняли участие во вторжении боевиков ваххабитов из Чечни в Дагестан.

В Чечне

В межвоенной Чечне центром «ваххабизма» считался Урус-Мартан, в котором находился джамаат Рамзана Ахмадова. В 1998 в Гудермесе произошло вооруженное столкновение между бойцами Арби Бараева и членами «Национальной гвардии» Сулима Ямадаева. 25 июля 1998 года по инициативе муфтия Ахмада Кадырова в Грозном прошел съезд членов ДУМДов из разных регионов Кавказа, на котором прозвучало осуждение ваххабизма, указом президента республики ваххабизм был объявлен вне закона, несколько ваххабитских миссионеров-иорданцев выдворено из страны[23][24].

В Татарстане

С начала 90-х в Татарстан медленно, но верно проникает идеология ваххабизма. Во многом это происходит из-за миграции с Северного Кавказа, но в первую очередь из-за поддержки из-за рубежа (Саудовской Аравии и Катара). Кульминацией противостояния с традиционным исламом в Татарстане стало убийство летом 2012 г. имама Валиуллы Якупова и покушение на муфтия Татарстана Ильдуса Файзова. Оба религиозных деятеля пытались ограничить распостранение чужеродной Татарстану идеологии. Валиулла Якупов посмертно награждён Орденом Мужества.

См. также

Примечания

  1. [1]
  2. Токарев С. А. Религия в истории народов мира. М.: Республика стр. 498—499
  3. Васильев А. М. История Саудовской Аравии: 1745 г. — конец ХХ в. М., 2001
  4. الوهابية) والإعلام الفضائي) (Ваххабизм и журналистское клише)
  5. Естественно, что ключ к пониманию вахабитской идеологии, причин создания, развития, гибели и возрождения государства, которое сегодня именуется Саудовской Аравией, может дать прежде всего изучение аравийского общества.(Васильев А. М. История Саудовской Аравии. М.: Классика труд 1999 стр. 25)
  6. [[Васильев, Алексей Михайлович [править]|Васильев А. М.]] Указ. соч. — С.27-28
  7. Токарев С. А. Религия в истории народов мира. — М.: Республика. — С. 498—499
  8. Васильев А. М. Указ. соч. — С. 28-30 Есть и другие этнографические воззрения на данный вопрос. См.: Крадин. Н. Н. Империя Хунну. — М.: Логос, 2002 Введение, Главу 2 (Кочевое скотоводство), также работы Г. Е. Маркова и др.
  9. Новая история стран Африки и Азии. Ч.2. — М.: Владос, 2004
  10. Так Васильев А. М. ставит термин феодализм в кавычки, указывая, что он имеет отличия от общепринятого (Васильев А. М.. Указ. соч. стр. 36), критика феодализма, как верного, есть и у других исследователей. См.: Т. Барфилд (Barfield T) The Hsung-nu Imperial Confederacy 1981
  11. Например, Иволгинское городище
  12. Н. Н. Крадин. Характерные черты кочевых империй Евразии. 1989 стр. 75-76
  13. См.подр.: О. Г. Герасимов. На ближневосточных перекрестках. — М.: Наука, 1979
  14. Васильев А. М.. Указ. соч. — С. 66-67
  15. Travels In Arabia, 1829. — P. 292
  16. Отсюда и известное имя. Мухаммад сын Абд-аль-Ваххаба
  17. مجدد الدين في القرن الثاني عشر (Вахба аз-Зухайли. Обновление ислама в 18 веке)
    • Irfan Ahmed The distruction of holy sites in Mecca and Medina // Islamic Magazine (англ.)русск., Issue 1, July 2006. — P.30—32
    • Nibras Kazimi A Paladin Gears Up for War // The New York Sun (англ.)русск., 1 ноября, 2007
    • John R Bradley Saudi's Shi'ites walk tightrope // Asia Times, 17 марта, 2005
  18. Исламский радикализм: Его ваххабистские корни и современные проявления // Islamic Supreme Council of America (англ.)русск.
  19. The Islamists Have it Wrong //Middle East Quarterly (англ.)русск.. — Summer 2001. — P. 3-12
  20. "Ваххабизм": Проблемы религиозного экстремизма на Северном Кавказе // Международная конференция «Конфликты на Кавказе: история, современность и перспективы урегулирования» Баку (Азербайджан) 22-23 октября 2012 г., Тбилиси (Грузия) 25-26 октября 2012 г.
  21. Терроризм в рамках «международных стандартов» // Агентство политических новостей, 12.07.2005 г.
  22. «Ваххабиты на Северном Кавказе — религия, политика, социальная практика» // Вестник Российской академии наук. — 1998. — том 68. — № 12. — С. 1113—1116
  23. Теракт на параде в Грозном - Кадыров погиб // NEWSru.com, 25.05.2006 г.

Литература

Научная литература

  1. Васильев А. М. История Саудовской Аравии от середины 18 в. до конца 20 в. М., 1994.
  2. Мантаев А. А. «Ваххабизм» и политическая ситуация в Дагестане.: дисс. 23.00.02 канд. политич. наук. — М., 2002 г. — 233 с.

Ссылки

  • Кто такие ваххабиты
  • Ваххабиты на Северном Кавказе — религия, политика, социальная практика
  • Опасно ваххабизм!
  • ЧТО ТАКОЕ «ВАХХАБИЗМ»?!
  • АнтиВахабизм — Исламский сайт противостояния сектам
  • Заблуждение ваххабитов
  • История военных действий
  • Заблуждения ваххабитов
  • Madhav Das Nalapat. Wahhabism and the new appeasement  (англ.). Barricades #2 Volum2. Institute for Public Affairs of Montreal. Архивировано из первоисточника 4 февраля 2012. Проверено 2 января 2012.


Ваххабизм.

© 2014–2023 chefeat.ru, Россия, Челябинск, ул. Речная 27, +7 (351) 365-27-13