07-06-2023
Вознесеньев день | |
---|---|
Лубок. Кон. 1840-х или нач. 1850-х годов | |
Тип | народно-христианский |
Иначе | Вознесение, «Піднесення» (укр.), «Ушэснік» (белорус.) |
также | Вознесение Господне (церк.) |
Значение | проводы весны, встреча пролетья |
Отмечается | славянами, германцами, кельтами, христианами |
Дата | 40-й день по Пасхи, четверг |
В 2014 году | 16 (29) мая в РПЦ |
Празднование | молятся о ниспослании урожая; ходят в гости; девушки водят хороводы; под вечер разжигают большой костёр. |
Традиции | пекут «Христовы лапотки», хлебец-лесенки, лепёшки; запрет на прядение и ткачество; кумления |
Связан с | Пасхой (Велик-днём) |
Вознесе́ньев день — день народного календаря, отмечаемый в 40-й день по Пасхе (Велик-дню). Праздник всегда приходится на четверг. С Вознесеньева дня считается полный расцвет весны и как бы её окончание и переход к лету, с этого дня начинают провожать весну[1]. Последнее же весеннее воскресенье именуется «проводами весны и встречей русалок»[2]. Под вечер разжигают большой костёр — символ наступления пролетья и расцвета природы. «Пошёл колос на ниву» — озимая рожь выпускает колос.
Вознесение, «Вшестя» (укр.), «Знесення» (укр.), «Піднесення» (укр.), «Ушэснік» (белорус.), «Шоснік» (белорус.), «Спасовден» (болг.) , «Спасовдан» (серб.).
В эти сорок дней запрещается плевать на улицу, выкидывать туда мусор, потому что «можно попасть в Христа, приходящего к избам под видом нищих». Повсеместно на Руси полагается с большим вниманием относиться к нищим и убогим людям.
Верили, что с Велик-дня до Вознесения открыты двери рая и ада: «отверзаются двери райские, разрешаются узы адские». Праздник завершал период растворения границ, единение миров: божественного и человеческого, мира живых и мира умерших, грешников и праведников. По народным представлениям, до Вознесения грешники, томящиеся в аду, не только не мучаются, но и могут веселиться с праведниками: «С Велик-дня до Вознесенья — всему миру сведенье — и дедам, и внукам, и раю, и мукам». Поэтому Вознесение во многих деревнях считалось поминальным днём.
Благочестивым людям, доживающим последний год жизни, дано от Бога даже видеть, как из разверзшихся небес опускается к главному церковному яблоку лестница. Сходят по ней ангелы и архангелы, и все силы небесные, становятся в два ряда по бокам лестницы и ожидают Христа. Как ударят в колокол к «Достойно» (молитва), так и поднимается-возносится Спас-Батюшка с грешной, обновленной Его Пресветлым Воскресением земли. Немногим, по словам предания, дано видеть все эти чудеса, но есть и такие люди на свете. «Не будет провидцев-праведников — не стоять и свету белому!» — утверждает народное вещее слово.
В этот день стряпали особые блины: «Божья окутка», «онучки», «Христовы лапотки» — которые пекли «Христу на дорожку». По поверьям деревень, Спас — сын Божий, от Воскресенья (Велик-дня) до Вознесенья Русь обходит, а земля-то обширна, а обутка-то лыковая, не ноская, надобна ей перенóва. Пеклись поминальные хлебцы-лесенки из ржаного теста, которые могли помочь душам предков поскорее вознестись на небо; красились яйца. Печенье в виде лесенок дети несли в поле, чтобы выше к небу тянулись рожь и лён, или на кладбище — поминали умерших. Есть поверье, что, если вынести такие лесенки на ниву-полосу да поставить по одной на каждом углу загона, — так и рожь пойдёт расти быстрее и вырастет выше роста человеческого. Только, по убеждению старых людей, надо всё это делать с молитвою тайною да с опаскою от глаза лихого, с оглядкой от человека недоброго-завидущего, а то не выйдет никакого толку.
Во многих сёлах Воронежской области на Вознесение пекли лесенки — «штоб Гасподу легше была ат нас ухадить». Лесенки отдавали детворе кушать. «Вознесение праздновали, ходили на кладбищу к своим. Прощались, потому что Боженька ушёл от нас, он с Пасхи до Троицы путешествовал, а на Вознесение он уже от нас ушёл. На кладбище носили кулич, положуть на крест»[3].
На Вологодчине для того, чтобы Христу легче было подниматься на небеса, в каждом доме хозяйки пекли лепёшки с творожной начинкой, края которых загибались и защипывались в виде ступенек — «рогушки» или «преснушки»: «Преснушки пекли. И говорили, што Господь вот по этем по щипенькам полезёт наверхь. Защипеньки такие кругом». Готовили мясные блюда, пекли пироги, приглашали гостей.
Во многих местах существует обычай ходить на Вознесенье в гости по родным и знакомым. Это в старину называлось «ходить на перепутье», причём гости приносили хозяевам в подарок лесенки, испечённые из пшеничного теста на меду и с сахарным узорочьем.
В канун Вознесения, по старинной примете, и соловьи громче-звонче поют, чем во всё остальное время. По иным местностям эта ночь так и слывет в народе «соловьиную». Грешно, по словам даже завзятых ловцов-соловьятников, соловья — птицу певчую – в это время подстерегать-ловить. Кто поймает — ни в чём тому целый год спорины не будет, вплоть до нового Вознесеньева дня, когда вознесутся на небо с Господом сил небесных все обиды земные. Цветы духовитые на Вознесенье благоухают самыми пахучими ароматами. Вся земля крещёная насыщается в святой день Вознесения Светом Правды райскими благоуханиями несказанными-нездешними, — словно с отверзающихся полей небесных струится в это время на оплодотворенную майскими дождями грудь земную всякое благорастворение. Утром на Вознесенье покрывается Мать-Сыра-Земля росой обильною. Эта «Вознесенская» роса наделяется, по словам суеверной деревни, целебною силой великою. Потому-то и собирают её опытные лекарки-знахарки с цветов на лугах поемных. «Если знать такое слово заветное да пошептать его над Вознесенской росою, да выпить болящему дать, — всякое лихо как рукой сымет!» — гласит знающая всякие слова простонародная мудрость.
В некоторых губерниях, в средней полосе Руси великой, на Вознесение — «водят колосок» (вид хоровода) по деревням, по сёлам. «Колосовождение» совершалось по особому порядку. Раным-рано поутру собиралась-снаряжалась деревенская молодёжь — девки, бабы-молодки и парни с новожёнами; вместе с восходом солнечным шли все, ухватившись по-двое за руки, к околице. Здесь все становились в два ряда, лицом к лицу, и опять-таки брали друг друга за руки. Получался живой мост, вытягивавшийся в узкую ленту, пестревшую всеми цветами праздничных нарядов. По этому мосту соединенных рук пускали идти маленькую девочку с венком на голове, всю убранную лентами разноцветными да перевязями цветочными. Пройдёт по рукам одной пары девочка, — забегает живое звено моста вперёд и опять становится в очередь. Так и доходило всё шествие до самого озимого поля. Девушки красные во все это время припевали, голосом выводили: «Лада, Лада! Ой, Лада! Ой, Лада!»
В Таловском р-не Воронежской обл. обычаи Вознесеньева дня включают в себя элементы «троицкой» обрядности: кумление, завивание венков[4].
Праздники начала лета, которые существовали не только на Руси, у славян, но и в Греции, и у древних германцев, устраивались специально для того, чтобы парни и девушки могли присмотреться друг к другу и выбрать себе пару.
Во многих местах совершается поселянами крещение кукушек в третье, иногда в пятое, шестое или седьмое воскресенье по Пасхе, а более в день Жён-мироносиц (через четырнадцать дней после Пасхи в воскресенье)[5].
К Вознесеньеву дню все цветы весенние расцветают. Цвести весне до Вознесения. Дошла весна до красна до Вознесения — тут ей и конец. Весна о Вознесение на небо возносится, на отдых в рай пресветлый просится. И рада бы весна на Руси вековать вековушкою, а придёт Вознесеньев день — прокукует кукушкою, соловьём зальётся, к лету за пазуху уберётся. Придёт Вознесеньев день, сбросит весна-красна лень, летом обернётся-прикинется, за работу в поле примется. С Вознесеньева дня весна пóтом умывается, честному Семику кланяется, на Троицу-Богородицу из-под белой ручки глядит. С Пасхи до Вознесения всему миру свиденье: и дедам, и внукам, и раю, и мукам. Не век девке невеститься: на что весна — красна, а и та на Вознесенье Христово за лето замуж выходит. До Вознесенья Христова весна петь-плясать готова. Кто в пяток (пятницу) перед вознесением постится, от потопления в воде сохранится. На Вознесенье в поле не работают. С Вознесенья запахивают. На Вознесенье пекут лесенки, пироги с зелёным луком. На Вознесенье завивают берёзку: если она не завянет до дня пятидесятницы, то тот, на кого она завита, проживёт этот год, а девка выйдет замуж (ярославск.). «На Ушэсце з зямлі выходзяць прасушыцца скарбы, але іх ніхто не бачыць» (белорус.). Не приходится Вознесение в среду, а в четверг. «На Вшестя жито викидає колос» (укр.). Рожь две недели зеленится, две недели колосится, две недели отцветает, две недели наливает, а две недели подсыхает. Кукушка подавилась житным колоском. Зацвёл в поле, зацвел и на полке (хлеб). Если не будет дождя на Вознесенье, так не будет шесть недель; как на Вознесенье пойдёт дождь, то будет шесть недель идти (белорус.). На Вознесение хорошая погода — к урожаю (и наоборот). Вознесение с дождём — Илья с грозой. Какова погода в чистый четверток, такова и в Вознесенье.
Как и на Егорьев день, считают, что вознесенская роса — целебная. Если над вознесенскою росою пошептать слово заветное, которое знают только старые бабы-знахарки, да выпить болящему дать, всякое лихо как рукой снимет. Плотва трётся в первый раз на вербной; в другой — когда распустится берёза; в третий — на Вознесенье (южн.).
Народные праздники славян | |
---|---|
Коляда / Божич • Святки • Васильев вечер / Щедрый вечер / Овсень • Крещенский вечер • Громницы (Сретенье) • Власьев день • Масленица / Мясопуст • Со́роки • Благовещенье • Вербное воскресенье • Страстная неделя • Пасха • Светлая неделя • Красная горка • Радоница • Егорий Вешний • Никола Вешний • Вознесение • Зелёные Святки (Русалии) • Троицкая суббота • Троица • Русальная неделя • Иван Купала • Петров день • Ильин день • Медовый Спас • Яблочный Спас • Третий Спас • Обжинки • Осенины • Покров • Дмитриевская суббота • Дмитриев день • Кузьминки • Никола Зимний |
Вознесеньев день.