Chefeat.ru

Здоровое питание

Караимизм по странам

07-06-2023

Перейти к: навигация, поиск

В мире насчитывается более 30 000 последователей караимизма[1], основная страна их проживания — Израиль. Также караимизм исповедуют на территории Турции, Украины, США, России, Литвы, Польши. До середины ХХ века караимские общины существовали также на территории Ирана, Ирака, Сирии и Египта.

Большая часть исповедующих караизм относит себя к еврейскому народу, в то время как большинство караимов, проживающих в Польше, Литве, России и Украине, в настоящее время относит себя к караимскому народу, исповедующему самостоятельную религию, не являющуюся частью иудаизма, а также другие религии. Современные национальные лидеры[источник не указан 337 дней] караимов Крыма — Ю. А. Полканов и В. З. Тирияки определяют караимизм как самостоятельную синкретическую религию, основу которого составляет Танах (Ветхий Завет)[2]. Большую роль в формировании этнической идентичности караимов Восточной Европы сыграла доктрина деиудаизации караимизма С. М. Шапшала.

Израиль

Караимские общины существуют на территории современного Израиля с IX века. В современном Израиле караимы рассматриваются как религиозное течение внутри единого еврейского народа. Большинство караимов прибыло в Израиль из Египта, а также Ирака и Турции. В 90-х годах XX века, в Израиль прибыло несколько сот караимов и лиц смешанного происхождения из стран СНГ. В их числе — Авраам Кефели (Алексей Головачёв) — газзан Ашдодской караимской общины, секретарь Духовного Правления караимов Израиля.

Караимская община официально не была признана государством до постановления Верховного суда Израиля, принятого в 1995 году, уравнявшего караимский религиозный суд в правах с религиозными судами других общин. Крупнейшие общины расположены в Рамле, Ашдоде, Беер-Шеве, Офакиме, Араде, Бат-Яме, Иерусалиме и мошавах Мацлиах, Бейт-Эзра и Ранен[3].

На караимов распространяется так называемый «Закон о возвращении», закрепляющий за всеми евреями мира и их потомками, а также членами их семей право на репатриацию в государство Израиль и предоставление израильского гражданства. В Израиле караимы считаются частью еврейского народа (так как евреями признаются люди, исповедующие иудаизм, независимо раввинистического или караимского толка и независимо от языка общения), а ортодоксальные евреи («раввинисты») говорят о караимах как о заблуждающихся евреях. Поэтому, согласно этому закону, лица караимского происхождения (включая внуков караимов) имеют право на репатриацию и получение израильского гражданства наравне с евреями-раввинистами.

Караимская синагога в Иерусалиме

Браки, заключённые по принятым у караимов традициям, с точки зрения раввинистской Галахи рассматриваются как законные, однако разводы, совершённые по этим традициям, не признаются раввинистами. Поэтому в прошлом некоторые галахические авторитеты, начиная с Маймонида, запрещали браки между караимами и раввинистами: так как ребёнок, рождённый не от мужа замужней (не разведенной) женщиной — мамзер (то есть незаконорожденный). Однако в XVI веке крупнейший авторитет своего времени раввин Радваз высказал точку зрения о том, что свадьбы караимов с точки зрения Галахи недействительны, а, значит, в их среде нет и незаконнорожденных. Несмотря на эти противоречия, Главный Раввинат Израиля принял точку зрения известного современного галахического авторитета Овадьи Йосефа[4], разрешившего браки раввинистов с караимами, согласными с предписаниями Галахи. Караимы и раввинисты, как и другие граждане Израиля, могут заключать гражданские браки за границей или в посольствах других стран на территории Израиля, эти браки имеют полное гражданское равноправие с религиозными браками.

Караимы несут обязательную воинскую повинность наравне с евреями-раввинистами.

Вклад караимов в еврейскую культуру

Караимы сыграли важнейшую роль в развитии Масоры и огласовки еврейского письма (Некудот). Значительное участие караимов в Алие, начиная с древних времён, служило примером и стимулом для евреев-раввинистов[5]. Караим Моше Марзук[6] стоял во главе сионистского подполья в Египте в 1950 годы (см. Операция «Сусанна»).

Египет

Каирские караимы. Фото конца XIX − нач. XX в.

До середины XX века существовала караимская община в Египте. В Александрии и Каире действовали кенассы. Главным хахамом в общине караимов Каира был Авраам Коген, а в 1934—1956 гг. Товия Симович Леви-Бабович, который был вынужден эмигрировать в Египет после закрытия кенасс в СССР. Создание государства Израиль привело к массовой эмиграции караимов из Египта[источник не указан 335 дней]. После смерти последнего хахама караимская община Египта прекратила своё существование.

Турция

Стамбул был одним из основных центров караимизма в средние века. В XIV веке в Стамбуле было 7 караимских синагог. Известные гахамы в караимской общине Турции:

  • Самуил Беги, 1642 г.
  • Симха бен Соломон, 1772 г.
  • Исаак Коген, 1839 г.

В результате процессов миграции и депопуляции караимская община Стамбула уменьшилась с 3000 членов[7] в XIX веке до менее 100 человек в начале XXI века. В Стамбуле действует старинная караимская синагога[8], имеется кладбище и благотворительное общество. Члены общины — в основном люди преклонного возраста.

США

В США проживает предположительно несколько тысяч караимов; караимская община представлена в основном выходцами из стран Ближнего Востока. В Дэли-сити вблизи Сан-Франциско, действует караимская синагога[9].

Караимы Восточной Европы

На протяжении значительной части своей истории караимы Восточной Европы, подобно их единоверцам в других странах, не отделяли себя от иудейской культурной сферы[10].

В Российской империи на караимов не распространялись большинство дискриминационных законов, что привело к усилению антагонизма между караимами и иудеями-раввинистами. В 1837 году было создано Таврическое и Одесское караимское духовное правление[11]. В 1936 году польским Сейм утвердил устав о «Караимском религиозном объединении». По уставу караимские священники считались государственными служащими и получали ежемесячный оклад[12].

В 1941 году, во время выяснения нацистами вопроса, являются ли караимы евреями, ряд православных и католических иерархов высказывали точку зрения, что караимизм является отдельной религией[13] [14] [15] [16].

Сказание на Пасху по караимскому обычаю на древнееврейском и русском языках. Одесса 1901.

В настоящее время последователи караимизма в Польше, Литве, Украине, России считают караимизм отдельной религией, что отражено в официальном признании этой религии как самостоятельной законами Литвы и Украины. Аналогичной позиции придерживается Президент Украинской ассоциации религиоведов А. Н. Колодный[17], а также помощник главного раввина Киева и Украины, адвокат Геннадий Белорицкий[18]. При этом Православная энциклопедия, издаваемая церковно-научным центром Русской православной церкви и Энциклопедия истории Украины, описывают караизм как еврейскую секту[19][20].

Первоначально богослужение проводилось на древнееврейском, с начала XX века — на караимском[21] и русском языке[22][23].

Украина

Основной религиозной организацией караимов Украины является «Духовное Управление религиозных организаций караимов Украины», объединяющее 12 общин. Председатель — Давид Тирияки[24]. В состав Духовного Управления входят 7 караимских религиозных организаций по городам Украины[25]:

  • Караимская религиозная община г. Днеропетровска (председатель Бараш Юрий Савельевич)[26];
  • Караимская религиозная община г. Евпатории (председатель Тирияки Виктор Захарович)[27];
  • Караимская религиозная община Соломенского района г. Киева (председатель Арабаджи Александр Яковлевич)[28];
  • Караимская религиозная община «Инам» г. Симферополя (председатель Бабаджан Александр Азарьевич)[25];
  • Караимская религиозная община «Чолпан» г. Симферополя (председатель Полканов Дмитрий Юрьевич)[29];
  • Караимская религиозная община г. Харькова (председатель Дзюба Александр Владимирович)[30][31];
  • Караимская религиозная община г. Феодосии (председатель Айваз Олег Михайлович)[25].

Также, на территории Украины зарегистрированы караимские религиозные организации, не входящие в состав Духовного Управления:

  • Караимская религиозная община Печерского района г. Киева (председатель Хоменко Владимир Михайлович)[32];
  • Караимская религиозная община «Карайлар» г. Симферополя (председатель Лебедев Вячеслав Николаевич)[33].

С октября 2011 г. Духовным Управлением в Евпатории издаётся ежеквартальный бюллетень «Известия Духовного Управления религиозных организаций караимов Украины»[25]. Действуют кенассы в Евпатории, Симферополе и Харькове. В Евпатории расположена Соборная кенасса, памятник архитектуры XIX века, закрытая при советской власти и заново открытая 13 сентября 2005[34].

Россия

В 1996 г. в России было зарегистрировано Всероссийское религиозное объединение «Духовное Управление караизма в России» (председатель Духовного совета − Фуки Илья Александрович), однако оно не действует в связи со смертью председателя[35][36][37]. В 2008 г. Минюст РФ включило это объединение в список организаций, в отношении которых руководство ведомства планирует инициировать ликвидацию в судебном порядке[38].

В настоящее время в России нет действующих караимских религиозных организаций. Кроме караимов этнических, на Юге России и в Ростове-на-Дону проживают этнические русские (субботники), исповедующие караизм. Поскольку сами караимы не принимали прозелитов, контакты субботников с крымскими и литовскими караимами были эпизодическими[39].

Литва

Президент Польской Республики Игнаций Мосцицкий во время встречи с караимским духовеством в Луцке. Июнь 1929 года.

Караимская религиозная община законом «О религиозных общинах и сообществах» причислена к девяти традиционно существующим в Литве религиозным общинам, составляющим часть исторического, духовного и социального наследия. В современной Литве имеются действующие караимские храмы-кенассы в Вильнюсе и Тракай (кенасса в Паневежисе была снесена в советское время), функционируют караимские кладбища (в Вильнюсе имеется общее татарско-караимское кладбище, разделенное, впрочем, на две части). Издан полный караимский молитвослов на караимском языке[21]. По данным последней переписи Литвы (2011 год) караимов насчитывалось 241. Приверженцев караимизма при этом оказалось 310 человек, из них не менее 120 некараимов[40].

Польша

Современные караимы Польши воспринимают себя этническим сообществом и в большинстве своём утеряли религиозную самоидентификацию. Действующих религиозных общин нет, хотя формально существует Караимский религиозный союз Польши, который действует на основании решения Сейма от 21 апреля 1936 года[41]. Глава управления союза профессор Шимон Пилецкий. Последняя в Польше кенасса во Вроцлаве закрылась в 1989 году. В Варшаве проживает 41 член союза[42]. Имеется отдельное караимское кладбище в Варшаве.

Примечания

  1. «New Generation of Jewish Sect Takes Up Struggle to Protect Place in Modern Israel», The New York Times 4 September 2013.
  2. Тирияки Д. Основы вероисповедания крымских караимов // Культурно-духовные основы исторической судьбы крымских караимов: традиции и современность. Мелитополь: Изд. дом МГТ, 2012.
  3. Карта караимских духовных центров в Израиле на сайте израильских караимов  (иврит)
  4. ביע אומר חלק ח, אבן העזר סימן י"ב; מכתב שפורסם אצל: מיכאל קורינאלדי, המעמד האישי של הקראים, ירושלים תשמ"ד, עמ' 139; הובא גם אצל: בני לאו, 'על משמרתי אעמודה להחזיר עטרה ליושנה', בתוך: מרדכי בר-און (עורך), אתגר הריבונות, Иерусалим 1999, с.226
  5. Общая Энциклопедия Карта אנציקלופדיה כללית כרטא,1998
  6. Мазрук Моше — статья из Электронной еврейской энциклопедии
  7. Album «Karaites of Turkey»/ compiled by V. Kefeli — Simferopol-Slippery Rock: International Institute of Crimean Karaites, 2005. — 53 pages [Параллельное название: Альбом «Караимы Турции» / сост. В. И. Кефели — Симферополь-Слиппери Рок, 2005. — 53 стр.]
  8. Abraham Kefeli, Tatiana Kefeli. Our brothers — Istanbul Karaites // Album «Karaites of Turkey»/ compiled by V. Kefeli — Simferopol-Slippery Rock: International Institute of Crimean Karaites, 2005. — pp. 6-10
  9. Karaite Jews of America
  10. Катехизис, основы Караимского закона. Руководство по обучению Закону-Божию Караимского юношества. — СПб., 1890.
  11. А. Фирковвч. Сборник старинных грамот и узаконений. С.-Петербург, 1890.
  12. A. Zajaczkowski. Karaimsin Poland. Warszawa 1961.
  13. Если познакомиться с религией караимов, то можно видеть, что их Библией считалось Пятикнижие Моисеево, что они признавали Иисуса Христа пророком, но наравне считали пророком и Магомета, что они верят в переселение душ, что их праздники идут по лунному календарю, что положение женщины и до, и после замужества, основывается на учении Магомета, что у кенасы строился, как у мечети, «фонтан» и было специальное помещение для омовения по типу магометанскому, что при входе в кенасу снималась обувь, как у магометан. Особенно почиталась книга «Левит» (из Пятикнижия Моисея) и из неё главы 18 и 19 о любви к ближнему, к старшему, о морали. Это учение расширялось в проповедях газзанов и как-то приближалось к учению первохристиан. Характерно, что в учениях караимов нет высказываний, возвышающий этот народ над прочими, нигде не проповедуется рознь между людьми, но о человеколюбии достаточно говорится… // Протоиерей С. Стариков. О крымских караимах // Православная жизнь: прилож. к журн. «Православная Русь». — 1966. — № 5. — С.9-10.
  14. Российская Православная Церковь рассматривала всегда караимскую религию как совершенно самостоятельную и никогда не смешивала её с еврейской религией. Караимская религия признает Ветхий Завет с десятью заповедями, входящий в другие монотеистические религии (например, мусульманскую), признает Иисуса Христа и Магомета великими пророками и отвергает Талмуд, который является основою и главным содержанием еврейской религии. По этим основаниям караимы никогда не смешивались российскими императорскими законами с евреями и пользовались всеми правами коренного населения, которыми евреи не пользовались, — например, производились в офицерские чины, допускались в привилегированные учебные заведения и проч. // Архив С. Кушуль, Евпатория. — Письмо № 251 Митрополита Западно-Европейского Русского Митрополичьяго округа Серафима. — Париж, 18.04.1942 г.).
  15. Религия караимов практикуется небольшим числом русских, обосновавшихся во Франции после революции. Она рассматривается Римско-Католической Церковью как совершенно автономная, более родственная исламу, чем иудейской религии. // 11 декабря 1941 г. Епископ Римско-Католической Церкви Парижа
  16. Караимское вероучение, по признанию Русской Православной Церкви, рассматривалось как совершенно обособленная религия. Рядом законодательных актов русское правительство подтверждало полную религиозную обособленность караимской религии и предоставляло караимам все права русских граждан, без всяких ограничений. // Митрополит Западно-Европейского Православного Русского митрополичьего округа, епископ Берлинский и Германский Серафим (апрель 1942 г.)
  17. Колодний А. Н. Чи є караїми іудеями? // Релігійна панорама. — 2004. — № 10. — С. 74-75.
  18. Дом актера — объект споров караимов и хасидов // Газета «Киев Еврейский».
  19. Православная энциклопедия
  20. Энциклопедия истории Украины, Том 4, стр.102-105
  21. ↑ Firkovicius M. Karaj koltchalary = Фиркович М. Караимские молитвы. — Вильнюс, 1993
  22. Караимский молитвенник. — Москва: Лигалорбис; Алматы: Дешт-и-Кыпчак, 2006.
  23. Сборник субботних и утренних молитв по обряду крымских караимов. На русском и караимском языках / Сборник подготовил газзан Евпаторийской кенаса Тирияки В. З. — Евпатория: Оджакъ, 2002
  24. IV конференция Духовного Управления
  25. 1 2 3 4 Известия Духовного Управления религиозных организаций караимов Украины. — Евпатория, 2011. — № 1 (10). — 16 с.
  26. РЕЛІГІЙНА ГРОМАДА КАРАЇМСЬКА М.ДНІПРОПЕТРОВСЬКА
  27. РЕЛІГІЙНА ОРГАНІЗАЦІЯ КАРАЇМСЬКА РЕЛІГІЙНА ОБЩИНА
  28. РЕЛІГІЙНА ГРОМАДА КАРАЇМСЬКА У СОЛОМ'ЯНСЬКОМУ РАЙОНІ М.КИЄВА
  29. РЕЛІГІЙНА ОРГАНІЗАЦІЯ СІМФЕРОПОЛЬСЬКА КАРАЇМСЬКА РЕЛІГІЙНА ГРОМАДА "ЧОЛПАН"
  30. ХАРКІВСЬКА РЕЛІГІЙНА ГРОМАДА КАРАЇМСЬКА
  31. Эфир без правил, 9 августа
  32. Караимская община
  33. РЕЛІГІЙНА ОРГАНІЗАЦІЯ КАРАЇМСЬКА РЕЛІГІЙНА ГРОМАДА "КАРАЙЛАР" М.СІМФЕРОПОЛЯ
  34. Альбом «Комплекс караимских кенасс в Евпатории и другие кенассы в мире»
  35. Основные религиозные центры (централизованные религиозные организации), зарегистрированные Министерством юстиции Российской Федерации
  36. Приказ Минкультуры РФ от 18 июля 2001 г. N 781 «О внесении изменений в План мероприятий по реализации федеральной целевой программы „Культура России (2001—2005 годы)“ на 2001 год»
  37. РЕЛИГИОЗНОЕ ОБ’ЕДИНЕНИЕ ДУХОВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ КАРАИЗМА В РОССИИ; РО ДУХОВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ КАРАИЗМА В РОССИИ
  38. В Минюсте составили «черный список» верующих
  39. Евреи-субботники как субэтническая группа: попытка обзора современного состояния // Евроазиатский еврейский конгресс
  40. Перепись населения Литвы 2011 года
  41. Dz. U. Nr 30, poz. 241 z 1936 r.
  42. KARAIMS IN EUROPE  (англ.)

Ссылки

  • Сыны Писания — караимы Крыма
  • Европейские путешественники и крымские караимы
  • Научно-популярный фильм «Неизвестные караимы»
  • Караимская народная энциклопедия. — Т. 2. Вера и религия. — Париж, 1996.
  • А. Кефели. Альбом «Караимский Хадж в Святую Землю». — Слиппери-Рок, США — Симферополь, Украина, 2004
  • Караимы — статья из Электронной еврейской энциклопедии
  • Караимы: кто они?

Караимизм по странам.

© 2014–2023 chefeat.ru, Россия, Челябинск, ул. Речная 27, +7 (351) 365-27-13