Chefeat.ru

Здоровое питание

Реактивное образование

14-10-2023

Реакти́вное образова́ние (Реакти́вное формирова́ние) — психологическая защита, заключающаяся в преобразовании негативного чувства в позитивное, либо наоборот.[1]

Описание

Практически всегда отношение человека к чему-либо носит отнюдь не однополярный характер. В подавляющем большинстве случаев наши чувства амбивалентны, хотя обычно осознаётся только один из «полюсов» одновременно. Реактивное образование — это способ бороться с неприемлемым полюсом собственного амбивалентного отношения за счёт переноса акцента на приемлемый полюс. Неприемлемая часть при этом перестаёт осознаваться, а приемлемая — гипертрофируется, становясь неадекватной ситуации, что выдаёт применение этой защиты. Кроме того, характерным признаком того, что человек использует реактивное образование, являются периодические «прорывы» подавляемого чувства через защиту: например крепкие объятья могут оказаться крепкими до боли.

Эту защиту часто можно видеть в действии, например, у старшего ребёнка по отношению к младшему. Младший ребёнок всегда забирает на себя часть родительского внимания, которое раньше доставалось старшему. Во многих случаях естественная в таких ситуациях агрессия преобразуется в излишне активную заботу и любовь. Существует и много других примеров применения данной защиты. В любом случае она применяется в основном тогда, когда известно на опыте, что проявление одного из полюсов амбивалентности наказуемо и опасно.

Скрываемый полюс амбивалентности не всегда кажется негативным для стороннего наблюдателя. Так например параноидные личности могут подавлять своё чувство привязанности, считая его небезопасным, и переносить акцент на ненависть и подозрительность. В то же время обсессивно-компульсивные личности будут скорее подавлять своё раздражение по отношению к авторитетным личностям, перенося акцент на уважение.[1]

Литература

  • Психоаналитическая диагностика: Понимание структуры личности в клиническом процессе = Psychoanalytic diagnosis: Understanding personality structure in the clinical process. — Москва: Класс, 1998. — 480 с. — ISBN 5-86375-098-7

Примечания

  1. ↑ «Психоаналитическая диагностика: Понимание структуры личности в клиническом процессе», глава «Реактивное образование», изд. «Класс», 1998.

Реактивное образование.

© 2014–2023 chefeat.ru, Россия, Челябинск, ул. Речная 27, +7 (351) 365-27-13