22-10-2023
Категории людей в исламе |
---|
Мусульмане |
Муслим (мусульманин) |
Неверующие |
Джахиль (невежда) |
Прочее |
Люди Фитры |
Шахид (араб. شَهيد šahīd, множественное число شُهَداء šuhadā'; происходит от араб. شهادة šahāda шахада, буквально «свидетельствование»). В исламе это понятие применяется, как в отношении свидетеля на суде, так и в отношении верующих, принявших мученическую смерть на войне против врагов, сражаясь во имя Аллаха, защищая свою веру, родину, честь, семью.[1] Употребляется в смысле «мученик за веру».[2]
В XXI веке слово «шахид» получил массовое употребление в отношении исламистских террористов, особенно совершающих теракты-самоубийства[3].
Мученичество за веру так или иначе характерно для всех монотеистических религий. И ислам, и христианство высоко чтят принявшего смерть за веру. Понятие (термин) «шахид» аналогичен определению «мученик» (греч. μάρτυς, англ. martyr — свидетель) в христианстве[4].
Содержание |
Ан-Навави в книге «Кита̄б аль-Маджмӯ‘» указал причины того, почему погибшие в бою называются шахидами (свидетелями)[1]:
Религиовед Александр Грицанов считает, что «Шахид — тот, кто познал и принял ислам, признал и свидетельствует истинность единого Бога, верует в потусторонний мир и вечность, в связи с чем легко освобождается от земных привязанностей, не боится смерти и участием в джихаде принимает шахаду.»[2]
Леонид Китаев-Смык, военный психолог и старший научный сотрудник Российского института культурологии даёт такое определение:"Шахид — это свидетель в переводе с арабского, свидетель своей приверженности вере. И он свидетельствует приверженности вере своим поступком, вплоть до того, что он «отдает свою жизнь»"[3].
А Джабраил Гакаев, доктор исторических наук, главный научный сотрудник ИЭА РАН, также добавляет: "Он свидетельствует перед Богом о своей способности нести себя в жертву во имя этой идеи, идеи так называемого джихада."[3]
Религиовед Александр Грицанов пишет: «Согласно мусульманству, шахид утверждает свою веру собственной смертью в войне против неверных. Ему гарантирован рай, куда он попадает, минуя испытания в могиле и в мусульманском чистилище, поэтому он не нуждается в омовении перед погребением. Ш. прощаются все земные грехи, в раю он получит высокое положение, вблизи трона Аллаха.»[2]
О шахидах говорится во многих аятах Корана[1]:
Никоим образом не считай мёртвыми тех, которые были убиты на пути Аллаха. Нет, они живы и получают удел у своего Господа… |
Шахидам прощаются все грехи, после чего они могут войти в рай[1].:
…А тем, которые переселились или были выселены из своих жилищ, пострадали в борьбе ради Меня, сражались и были убиты, Я непременно отпущу прегрешения, введу их в Райские сады, где текут ручьи. Такой будет награда от Аллаха, а ведь у Аллаха — наилучшая награда. |
Если какой-либо человек сражался с врагами не во имя Аллаха, а по причине мирских интересов (ради материальных благ, славы и т. д.) и погиб, то даже считаясь «мирским шахидом», в той жизни он будет не вознаграждён Аллахом, а напротив — подвергнут наказанию.[1]
Согласно хадисам (своды Бухари, Насаи, Ибн Маджи и Тирмизи), над шахидами не нужно совершать омовение.[1][2] Желательно хоронить шахида на том месте, где был совершён «истишхад» (араб. استشهاد) — акт мученической смерти.
В более широком смысле шахидами являются все люди, которые погибли за правое дело, во имя Аллаха.[1][2] В хадисах «шахидами» называют людей, погибших от рук преступников при самообороне, умерших от различных эпидемий и т. д.[1] С течением времени понятие истолковалось шире и к шахидам стали относится все невинные умершие насильственной смертью[5]: убитые людьми и животными, погибшие во время стихийных бедствий, эпидемий, утонувшие, отравленные, скончавшиеся во время хаджа и т. д.[1][2]
Согласно Ислам.ру, словом «шахид» традиционно называют[6]:
Кроме того, этот термин употребляется в юридической практике по отношению к свидетелям преступления, при заключении брака и т. д.[1]
Религиовед Александр Грицанов отмечает, что современные теоретики шиитского течения считают, что «шиитская община живет в состоянии постоянной шахады» и «чтя и поминая шахидов, она готовит новых шахидов и тем самым передает шахаду будущим поколениям».[2]
В узком смысле этот термин используют арабы-христиане, а также индусы и сикхи.
В России мусульмане шахидами называют павших на полях сражений Великой Отечественной войны[7][8].
В Азербайджане шахидами считаются люди, погибшие в ходе борьбы за независимость Азербайджана, жертвы событий Черного января и погибшие в войне за Карабах. В центре Баку в память об этих людях создана Аллея Шахидов.
В Пакистане шахидами зовут солдат, погибших в войнах, которые вела эта страна — в частности, в войнах за Кашмир[9].
В Ираке шахидами называют солдат, погибших на войне. В 1983 году в Багдаде был открыт крупный мемориальный комплекс «памятник Шахиду» в честь солдат, погибших в ходе ирано-иракской войны[10].
В столице Бангладеш Дакке открыт мемориал Шахидов в честь демонстрантов, погибших в столкновениях с пакистанскими войсками в 1952 году[11].
В Абхазии термин «шахид» употребляется к потомкам абхазских махаджиров, погибших в грузино-абхазском конфликте .
Термин «шахид» употребляют также террористические группировки исламистского толка. Как правило, «шахидами» называют террористов-смертников. Распространённой среди исламистских террористов является практика самоподрывов с использованием т. н. «пояса шахида» — начинённого взрывчаткой пояса, который прячут под одеждой и приводят в действие в местах больших скоплений людей[12].
Исламистские организации Палестины называют шахидами террористов-смертников, ведущих борьбу против Израиля. Батальоном шахидов называли вооружённое формирование Шамиля Басаева. Шахидами назвали террористов, совершивших нападение 11 сентября 2001 года на Всемирный торговый центр[13].
Роберт Спенсер (англ.), директор сайта Jihad Watch (англ.)[14][15] пишет, что «согласно Махмуду аз-Захару из ХАМАСа, на раздавшийся в 2002 году в Александрийском университете в Египте призыв стать „мучеником за веру“ откликнулись сразу две тысячи студентов»[16].
Многие исламские богословы считают, что теракты-самоубийства и убийства мирных граждан в корне противоречат «Ислам проклинает террор», посвящённый критике этого явления.
По мнению председателя Совета муфтиев России Равиля Гайнутдина :
«…употребление таких религиозных терминов как „шахид“, „моджахед“, „воин Аллаха“ и других в отношении террористов в корне неверно и направлено, в первую очередь, на дискредитацию ислама».
По словам муфтия, использование этих терминов в ином, отрицательном смысле, в частности, при наименовании начинённых взрывчаткой поясов террористов-смертников «поясами шахида», искажает истину и вносит путаницу в общественное сознание[26].
Схожее мнение на этот счёт высказывали также Президент России Дмитрий Медведев и лидер ЛДПР Владимир Жириновский[27].
Исламское духовенство | ||
---|---|---|
Богословы | ||
Правоведы | ||
Шиитские титулы | ||
Суфийские ранги | ||
Ахунд • Молдо • Муджахид • Мурабит • Муэдзин (Азанчи) • Наиб • Праведные халифы • Хаджи • Шахид |
Шахид.