28-08-2023
«Боинг-747» к полету готов — подзаголовок главы 4 («Почему Бога почти наверняка нет») книги Ричарда Докинза «Иллюзия Бога». В этом месте Докинз показывает, почему по его мнению дарвиновский естественный отбор является единственным логически удовлетворительным решением проблемы возникновения сложного из простого[1].
Содержание |
Поводом для названия аргумента, демонстрирующего отсутствие бога с точки зрения статистики (Боинг-747 к полёту готов), послужила идея Фреда Хойла про свалку и «Боинг-747». По мнению Хойла, вероятность зарождения жизни на Земле не превышает вероятности того, что пролетающий над свалкой ураган случайно соберет из валяющихся в беспорядке деталей готовый к полету «Боинг-747».
Ричард Докинз называет идею Фреда Хойла «остроумной выдумкой»[2], которая возникла из-за непонимания процесса эволюции и механизма естественного отбора, в котором нет никакой случайности:
Вероятность возникновения в результате случайной группировки отдельных частей жизнеспособных лошади, жука или страуса вполне сопоставима с вероятностью появления «боинга». В этом-то, вкратце, и заключается любимый аргумент креационистов — но придумать его могли только люди, абсолютно не разбирающиеся в механизме естественного отбора; люди, полагающие, что естественный отбор — это своего рода рулетка, тогда как на самом деле это — при правильном понимании термина «случайность» — нечто совершенно противоположное.[3]
Ричард Докинз приводит итоги своих размышлений в источнике[4]. Ссылки на слова «кран» и «цепляние за небо» — это понятия из книги Дэниела Деннета «Опасные идеи Дарвина».
Основной тезис дискуссии заключается в том, что эволюция путем естественного отбора является более простым объяснением и, согласно Бритве Оккама, более подходящее объяснение, чем гипотеза о Боге. Он цитирует пункт, в котором Ричард Свинберн соглашается с тем, что лучше более простое объяснение, но и делает вывод, что теизм более прост только потому, что имеет дело с одним-единственным Богом, как причиной и поддерживающей силой любого объекта. Эта сущность всемогуща, всеведуща и абсолютно свободна. Докинз возражает, что бог, который наблюдает и руководит каждой частицей во Вселенной и прислушивается ко всем нашим мыслям и мольбам, не может быть простым. Его существование потребовало бы ещё более сложного и грандиозного объяснения. Теория естественного отбора гораздо проще теории о существовании такого сложного существа и, таким образом, является более предпочтительной.[5]
Затем Докинз обращается к обсуждению взглядов Кейт Вард о божественной простоте, чтобы показать все трудности, «которые несет в себе теологическая точка зрения на сложность происхождения жизни». Докинз пишет, что Вард скептически относится к идеям Артура Пикока о том, что эволюцией руководят и другие высшие силы, кроме естественного отбора, и эти процессы имеют тенденцию к всевозрастающей сложности. Докинз говорит о том, что такое скептическое отношение вполне оправдано, поскольку сложность не обуславливается мутациями. Докинз пишет:
Естественный отбор, насколько нам известно, это единственный процесс, способный в конце концов создать сложное из простого. Теория естественного отбора гениально проста. Это есть основа, с которой все начинается. С другой стороны, то, что она объясняет, сложно даже после объяснения: ещё сложнее, чем мы можем себе представить — освобождение Бога от функции Создателя.[6]
Докинз пишет о посещении конференции в Кембридже, профинансированной компанией Templeton Foundation[6], на которой он выдвинул перед присутствующими богословами аргумент о том, что создателем столь сложной вселенной должно быть существо сложное и невероятное.[7]. Согласно Докинзу, наиболее сильным контр-аргументом стало порицание его за то, что он пытается распространить научную эпистемологию на вопрос, находящийся за гранью научных изысканий. Раз уж богословы полагают Бога простым, как смеет учёный вроде Докинза браться за то, «чтобы диктовать богословам, что их Бог должен быть сложным существом?»[8]. Докинз пишет, что по его впечатлению, прикрывающиеся этой уклончивой фразой не прибегали «к намеренной неправде», они лишь «расположили себя в некоей Зоне Эпистемологической Безопасности, куда не смеют прорваться здравые аргументы — лишь потому, что они сами так решили».
Богословы, пишет Докинз, настаивают на необходимом наличии некой первопричины, коей и можно присвоить имя «Бог». Такая причина должна была быть простой, отвечает Докинз, а следовательно, «Бог» — неподходящее имя для неё, если только не отказаться от привычных ассоциаций, возникающих при использовании термина «Бог». Докинзу хотелось бы видеть в роли этой причины «самоподъемный кран», медленно поднимающий мир к нынешнему уровню сложности. По мнению Докинз, постулат о наличии перводвижителя, способного к разумному замыслу, является «полным отказом от попытки поиска объяснения». Докинз, по его словам, не требует узконаучного объяснения и будет удовлетворён любой честной теорией, объясняющей сложные явления природы с помощью крана, но не «крюка-с-неба».
Авторы-теисты, такие как богослов Алистер Макграт в книге «Ложные представления Докинз» и философы Элвин Плантинга и Ричард Свинберн, выступили с жёсткой оппозицией книге. Ещё один негативный отзыв биолога Х. Аллена Орра вызвал жаркую дискуссию. Норманн Левит не согласен с Орром, спрашивая, почему богословы полагают, что имеют исключительное право писать о том, кто управляет Вселенной. Дениэл Деннетт также выступил против обзора Орра, вслед за чем между ними завязалась публичная дуэль в виде открытых писем друг другу. Философ сэр Энтони Кенни также считает этот аргумент ошибочным.
Элвин Плантинга и Ричард Свинберн выдвинули положение о том, что Бог прост. Свинберн приводит две причины, почему Бог, руководящий каждой частицей, может быть простым. Во-первых, он пишет, что о человеке нельзя судить по его умственным способностям и указывает на эксперименты, исключающие мозг из рассмотрения и, таким образом, возражает против того, что простое существо, как мы с вами, может управлять нашим мозгом, являющимся сложной системой. Во-вторых, он возражает против того, что простота — это качество, присущее гипотезе и не относящееся к эмпирическим результатам.
Плантинга пишет: "Прежде всего, согласно классической теологии Бог прост, а не сложен. Ещё удивительнее то, что, согласно определению сложности, предложенному Докинзом, Бог не сложен. Согласно определению (приведено в источнике «Слепой часовщик»), что-либо является сложным, если состоит из частей, «расположенных таким образом, что нет ни малейшего шанса, что они возникнут снова в том же порядке». Но Бог — это дух, а вовсе не материальный объект, и, следовательно, он не состоит из частей. Тем более (как любят говорить философы) Бог не состоит из частей, расположенных упорядоченно и не имеющих возможности восстановиться. Следовательно, предлагая определение сложности, Докинз сам же утверждает, что Бог не сложен. Он продолжает: «Но, во-вторых, мы принимаем допущение, по крайней мере в рамках дискуссии, что Бог сложен. Возможно, мы полагаем, что чем больше существо знает, тем сложнее оно. Тогда Бог, будучи всеведущим, был бы невероятно сложен. Учитывая приведенные материалистические идеи и суждения о том, что элементарные объекты во вселенной являются элементарными частицами, возможно, многие знания существ были бы немыслимыми — как могут эти частицы расположиться таким образом, чтобы создавать знания? Конечно же, нас не склоняют к отрицанию духовности».[9]
В подробном анализе, опубликованном в источнике «Наука и христианская вера», Патрик Ричмонд высказывает следующую мысль: «Вероятно, Докинз прав, противясь необъяснимой органической сложности Бога», но то, что существование Бога просто установлено и не имеет отчасти реального сходства и ограничений, обнаруженных в живых созданиях, богословы-теисты могут объяснить так же, как почему существует природа, не гарантируя необъяснимую органическую сложность или чрезвычайную нереальность Бога.[10]
Существует множество способов выразить протест. Уильям Ф. Валичела придерживается мысли, что органическая сложность как таковая не нуждается в объяснении, поскольку в поиске элементарного объяснения каждый должен в конце концов принять существо, сложность которого не имеет объяснения. Плантинга пишет, что если отстраниться от поиска элементарного объяснения органической сложности, вид сложности земной жизни прекрасно объясним терминами другого вида сложности, а именно божественного проявления.[9]
Алистер Макграт говорит о том, что скачок от осознания сложности до утверждения нереальности проблематичен, так как теория сотворения была бы более сложной, чем теории, которой бы её заменили, пока кто-нибудь не сделал бы заключение, что она менее вероятна. Затем он возражает, что вероятность не важна по отношению к вопросу о существовании: жизнь на Земле в высшей степени невероятна, хотя мы и существуем. Важный вопрос с его точки зрения состоит не в том, вероятно ли существование Бога, а реально ли он существует[11] . С точки зрения вероятности Элвин Плантинга говорит, что поскольку согласно классическому атеизму Бог — это необходимое существо, он по определению является максимально вероятным, и, таким образом, чтобы доказать нереальность Бога, нужно представить аргумент, показывающий, что нет необходимости обладать качествами, присущими Богу.[9]
Ричард Докинз | |
---|---|
Книги | Эгоистичный ген (1976) • Расширенный фенотип (англ.) (1982) • Слепой часовщик (1986) • Река, текущая из рая (англ.) (1995) • Поднимаясь на пик невероятного (англ.) (1996) • Расплетая радугу (англ.) (1998) • Служитель дьявола (англ.) (2003) • Рассказ предка (2004) • Бог как иллюзия (2006) • Величайшее зрелище Земли: доказательства эволюции (англ.) (2009) • Магия реальности (англ.) (2011) |
Документальные фильмы |
Nice Guys Finish First (1987) • Growing Up in the Universe (1991) • Корень всех зол? (2006) • Враги разума (2007) • Гений Чарльза Дарвина (2008) • Угроза религиозных школ (англ.) (2010) |
Критика | Бог Докинза: Гены, мемы и смысл жизни • Ангел Дарвина • Докинз как иллюзия |
См. также | Меметика • Боинг-747 к полёту готов • Ричард Докинз: как один учёный поменял наш образ мысли (англ.) • The Oxford Book of Modern Science Writing (англ.) • Докинз против Гулда (англ.) • Фонд Ричарда Докинза в поддержку разума и науки (англ.) |
Боинг-747 к полёту готов.