25-06-2023
Шломо Дов Гойтейн | |
Shlomo Dov (Fritz) Goitein (нем. ) שלמה דב גויטיין (ивр. ) |
|
Дата рождения: | |
---|---|
Место рождения: | |
Дата смерти: | |
Место смерти: | |
Страна: | |
Научная сфера: | |
Место работы: |
Еврейский университет в Иерусалиме, Пенсильванский университет (США) |
Альма-матер: | |
Награды и премии |
|
Шломо Дов Гойтейн (нем. Shlomo Dov (Fritz) Goitein; ивр. שלמה דב גויטיין; род. 3 апреля 1900 — 6 февраля 1985) — немецко-еврейский этнограф, американский историк, арабист и востоковед, известный своими исследованиями жизни средневековых евреев в исламских странах.
Содержание |
Шломо Дов (Фриц) Гойтейн родился в Бургунштадте в южной Германии. Его отец, доктор наук Эдвард Гойтейн, был уроженцем Венгрии и принадлежал к семье потомственных раввинов. Фамилия Гойтейн предположительно связана с г. Kojetín (англ.) в Моравии, откуда семья была родом.[1] Он получил как светское, так и религиозное образование. В 1914 году его отец умер, и семья переехала в г. Франкфурт-на-Майне, где он закончил свое обучение в школе и университете.[2].
В течение 1918—1923 годов он изучал арабский язык и Ислам вo Франкфуртском университете, параллельно продолжая религиозное образование с частным преподавателем, был лидером сионистского молодежного движения. В 1923 году, вместе с Гершомом Шолемом, он совершил алию в Палестину[3]. В течение 4-х лет он жил и преподавал в Хайфе, пока не был приглашен в качестве преподавателя в Еврейский университет в Иерусалиме, созданный двумя годами раньше.
В Иерусалиме он женился на Терезе Готтлиб (1900—1987 гг.), преподавателе ритмической гимнастики, сочинявшей песни и игры для детей. У них было трое детей: Аяла, Офра и Элон.
В 1957 году Гойтейн был приглашен в Пенсильванский университет в Филадельфию (США) в качестве профессора арабского языка, и занимал этот пост до 1970 года. Он продолжил свои исследования в Институте перспективных исследований в Принстоне.
Гойтейн умер 6 февраля 1985 года, в день, когда он отправил в печать последнюю часть 5-го тома его труда «Средиземноморское общество»[3].
В 1918—1923 гг. Гойтейн учился в университетах Франкфурта и Берлина, изучал историю ислама под руководством Йозефа Хоровица (Joseph Horowitz) и защитил докторскую диссертацию под названием «Молитва в Коране». Он также продолжал изучать еврейские предметы.
С 1924 года он преподавал Танах и иврит в Хайфской реальной гимназии (англ.)русск.. В 1927 году он написал пьесу «Пулселина» («Pulcellina»)[4], посвященную убийству евреев в результате кровавого навета в г. Блуа (Франция) в 1171 году.
В 1928 году Гойтейн начал преподавать историю и изучение ислама в Еврейском университете в Иерусалиме (с 1947 года — профессор).[2][5]
Он стал основателем «Школы исследования Азии и Африки» и «Израильского общества востоковедения». В 1928 году Гойтейн начал свои исследования языка, культуры и истории евреев Йемена. В 1949 году он выехал в г. Аден, где проводил опросы среди 50 тысяч евреев, бежавших в этот город со всех частей Йемена, перед тем как они были эвакуированы воздушным путем в Израиль в рамках операции «На орлиных крыльях».
В 1938—1948 гг. он исполнял обязанности инспектора департамента образования подмандатной Палестины, отвечавшего как за еврейские, так и за арабские школы и опубликовал несколько книг, посвященных изучению Танаха и иврита.
В 1948 году Гойтейн начал дело своей жизни — работу над документами Каирской генизы, ставших основой его обобщающего исторического труда «Средиземноморское общество» (1976). В этой генизе, обнаруженной в Старом Каире, были найдены тысячи документов и корреспонденция, относящиеся к огромному историческому периоду с IX по XIX век.
Письма и документы, написанные евреями, традиционно начинавшиеся со слов «С Божьей помощью» [6], отражали все аспекты их повседневной жизни в странах Северной Африки и на границах Средиземноморья. Среди документов было много писем торговцев, плававших в Европу, Аравию и даже Индию. Большинство частных писем было написано по-арабски ивритскими буквами. После расшифровки этих документов Гойтейн смог достаточно чётко реконструировать многие аспекты жизни евреев в Средние века в странах Средиземноморья[3]. Хотя эти документы были написаны евреями, они также отражали жизнь окружавших их мусульман и христиан не только в странах, граничащих с районом Средиземного моря, но и в странах далеко за его пределами. Их исследование позволило получить новые данные о всей истории Средних веков.
Многие университеты присудили Гойтейну почетные научные степени. Он награжден премиями «Гуггенхайм» (Guggenheim) (англ.) в 1965 году, «Харви» в 1980 году, и «грантом гения» фонда Макартуров в 1983 году.
В 2008 году дочерью Агнона, Аялой Гордон, была опубликована многолетняя переписка между Гойтейном и Агноном, лауреатом Нобелевской премии в области литературы 1966 года. Гойтейн был частным преподавателем арабского языка жены Агнона, Естер в то время, когда она училась вo Франкфуртском университете.[4][7] После переезда Гойтейна в Иерусалим, она и Агнон стали его близкими друзьями. Большая часть писем относится к периоду с середины 1950-х, после отъезда Гойтейна из Израиля, который Агнон сильно критиковал.[4][8]
Гойтейн, Шломо Дов.