Chefeat.ru

Здоровое питание

Катастрофа boeing 747 возле чеджудо, катастрофа боинг 747 возле маврикия, катастрофа боинг 747 тайвань

22-06-2024

Перейти к: навигация, поиск
Рейс 295 South African Airways

Boeing 747-244B Combi борт ZS-SAS
за 4 года до катастрофы
Общие сведения
Дата

28 ноября 1987 года

Время

00:07

Характер

Пожар на борту

Причина

Не определена

Место

Индийский океан, 248 км от Маврикия

Координаты

19°10′30″ ю. ш. 59°38′00″ в. д. / 19.17500° ю. ш. 59.63333° в. д. / -19.17500; 59.63333 (O)(O)

Воздушное судно
Модель

Boeing 747-244B Combi

Имя самолёта

Helderberg enru

Авиакомпания

South African Airways

Пункт вылета

Чан-Кайши, Тайбэй (Китайская Республика)

Остановки в пути

Плэйсанс, Порт-Луи (Маврикий)

Пункт назначения

Ян Смэтс, Йоханнесбург (ЮАР)

Рейс

SA295

Бортовой номер

ZS-SAS

Дата выпуска

12 ноября 1980 года (первый полёт)

Пассажиры

140

Экипаж

19

Погибшие

159 (все)

 Изображения на Викискладе

Катастрофа Boeing 747 возле Маврикия - авиакатастрофа, произошедшая в субботу 28 ноября 1987 года. В Индийский океан восточнее Маврикия из-за пожара на борту упал авиалайнер Boeing 747-244B Combi авиакомпании South African Airways. Погибли 159 человек. В ходе поисковых работ бортовые самописцы были подняты с рекордной глубины — 4900 метров, однако официально причина пожара так и не была установлена, что породило различные теории заговора.

Самолёт

Boeing 747-244B Combi с бортовым номером ZS-SAS (заводской — 22171, серийный — 488) был выпущен в 1980 году и свой первый полёт совершил 12 ноября, после чего 24 ноября был продан авиакомпании South African Airways, которая присвоила ему имя Helderberg enru. Относясь к модификации Combi, самолёт был грузопассажирским, то есть помимо грузового отсека внизу фюзеляжа под груз была отведена и задняя часть пассажирской палубы, что позволяло совместить перевозку пассажиров и грузов. За время эксплуатации авиалайнера не было отмечено никаких существенных недостатков, а общий налёт составлял 26 743,48 часа и 4877 посадок[1][2].

Предшествующие обстоятельства

27 ноября самолёт Helderberg находясь в аэропорту Чан-Кайши (Тайбэй, Китайская Республика) готовился к выполнению рейса SA295 в аэропорт Плэйсанс, что на Маврикии и являлся промежуточной остановкой по пути в Йоханнесбург. Экипаж состоял из 5 членов лётного экипажа (включая дополнительных второго пилота и бортинженера) и 14 стюардесс. Всего на борту находились 140 пассажиров и 43 225 кг груза и багажа, причём непосредственно в грузовом отсеке позади пассажиров находились 6 поддонов с грузом. В баки было залито 149 000 кг топлива. По плану вылет должен был быть в 13:00, но из-за сложных погодных условий, а также опаздывания стыковочного рейса был отложен. В 14:23 рейс SA295 наконец вылетел из аэропорта. Расчётная продолжительность полёта составляла 10 часов 14 минут[3].

На основной стадии полёт проходил без отклонений. В 14:56:04 экипаж перешёл на связь с диспетчерами в Гонконге, а затем последовательно обращался в Бангкок, Куала-Лумпур, Коломбо, Кокосовые острова и Маврикий. В 15:55:18 экипаж связался с оператором авиакомпании в аэропорту Ян Смэтс (Йоханнесбург) и доложил, что они покинули Тайбэй в 14:23, летят на эшелоне 310 (9,45 километров) и рассчитывают время посадки в Маврикии в 00:35. Оператор указал экипажу, что система селективного вызова (SELCAL) неисправна и дал расчётное время следующего вызова в 18:00. Однако больше экипаж с центром не связывался, хотя продолжал вести обычные радиообмены с диспетчерскими центрами. Примерно в 22:30:00 экипаж используя КВ радиостанцию связался с Маврикием на частоте 3476 кГц и доложил, что самолёт прошёл 70-й меридиан восточной долготы в 22:29:00 на эшелоне 350 (10,67 километров), а расчётное время достижения 65-го меридиана восточной долготы оценивается в 23:12:00. Прохождение 65-го меридиана на эшелоне 350 было доложено в 23:13:27, а прохождение 60-го меридиана было оценено в 23:58:00[4].

Катастрофа

Мемориал рейсу 295. Установлен у аэропорта Таоюань (бывший Чан-Кайши)

По данным речевого самописца, из 30 минут записи первые 28 минут являлись обычными рутинными разговорами. Но в 28:30, то есть за полторы минуты до конца записи, в кабине раздался звук пожарной сигнализации. На вопрос пилота откуда этот сигнал, было доложено что с главной грузовой палубы (находится за пассажирским салоном). Тогда командир дал указание зачитать контрольный список действий при пожаре. Зачитывание списка было слышно в течение 30 секунд. Затем на всех четырёх каналах был слышен сигнал на частоте 800 Гц, который закончился трелью в 29:52 с момента начала записи. Этот звук означал, что пламя уже добралось до проводов датчиков самописца и повредило их. Точный временной период записи не установлен, но он находится где-то между 23:14:00 (доклад о прохождении 65-го меридиана) и 23:48:51, когда экипаж связался с Маврикием и доложил о проблемах на борту[5][6].

В 23:49:07 второй пилот доложил диспетчеру, что на самолёте задымление, в связи с чем экипаж выполняет аварийное снижение до эшелона 140 (4,3 километра). Диспетчер разрешил снижение и спросил, предупреждать ли аварийные службы в аэропорту, на что ответ был положительным. В 23:51:02 диспетчер подхода запросил сведения о местонахождении самолёта, на что экипаж ответил, что из-за проблем с электричеством отключились большинство приборов и они не знают где находятся. Когда в 23:52:33 подход запросил расчётное время прибытия, то ему доложили 00:30. В 23:52:50 пилот случайно включил передачу, когда спрашивал у старшего бортинженера об остатке кислорода. Далее 8 минут 44 секунды была тишина, после чего в 00:01:34 пилот начал давать старшему бортинженеру инструкции, которые не удалось разобрать. Затем в 00:02:43 пилот сказал, что расстояние 65 морских миль (120 километров). Поначалу следователи решили, что речь шла о расстоянии до аэропорта, но впоследствии было установлено, что это было расстояние до следующей точки пути — Xagal, а до аэропорта было ещё 145 миль (почти 270 километров). В 00:02:50 диспетчер подхода дал указание рейсу 295 занимать высоту 50 (1524 метра), а в 00:03:00 передал метеосводку в аэропорту. В 00:03:43 диспетчер спросил у экипажа, на какую полосу они намерены садиться, на что пилот ответил 13, но диспетчер его тут же поправил, что 14, так как полоса недавно была переименована. В 00:03:56 диспетчер дал прямой заход на посадку по направлению на ненаправленный радиомаяк Flic-en-Flac (FF) и доложить о снижении до высоты 50, на что в 00:04:02 пилот ответил: Кей. В 00:08:00 диспетчер подхода попытался вновь вызвать самолёт, но ему не ответили. Вплоть до 00:30 диспетчер делал неоднократные вызовы, но все они были без ответа[6][7].

Примерно в 00:07 (04:07 местного времени, время было определено по двум повреждённым наручным часам, находившихся в ручной клади) авиалайнер упал в Индийский океан в точке 19°10′30″ ю. ш. 59°38′00″ в. д. / 19.17500° ю. ш. 59.63333° в. д. / -19.17500; 59.63333 (O). Все 159 человек на борту погибли. Двое свидетелей на юго-восточном берегу небольшого острова в 6 милях от Маврикия утверждали, что в это же время видели быстро снижающийся красно-жёлтый объект, который пролетел на высоте 6—7 футов над горизонтом и скрылся за островом Раунд enru. Но, как позже было установлено, их показания не сходились с реальной траекторией падения авиалайнера, а пламя не вырывалось наружу. Наиболее вероятно, что они видели метеорит[7][8].

Гражданство Пассажиры Экипаж Всего
Австралия Австралия 2 0 2
Дания Дания 1 0 1
ФРГ ФРГ 1 0 1
Гонконг Гонконг 2 0 2
Япония Япония 47 0 47
Республика Корея Республика Корея 1 0 1
Маврикий Маврикий 2 0 2
Нидерланды Нидерланды 1 0 1
ЮАР ЮАР 52 19 71
Китайская Республика Китайская Республика 30 0 30
Великобритания Великобритания 1 0 1
Итого 140 19 159[9]

Расследование

Культурные аспекты

Катастрофа была показана в 5 сезоне канадского документального сериала Расследования авиакатастроф в эпизоде Злополучный груз.

Примечания

  1. Report, p. 25
  2. ZS-SAS South African Airways Boeing 747-244B - cn 22171 / ln 488 (англ.). Planespotters.net. Проверено 11 ноября 2013.
  3. Report, p. 11
  4. Report, p. 12
  5. Report, p. 13
  6. 1 2 Report, p. 14
  7. 1 2 Report, p. 15
  8. Report, p. 16
  9. Five Bodies Found After Jet Crash  (англ.) (30 November 1987). Проверено 11 ноября 2013.

См. также

Литература

Катастрофа boeing 747 возле чеджудо, катастрофа боинг 747 возле маврикия, катастрофа боинг 747 тайвань.

Гуннлаугссон, Храфн, Мускусные черепахи.

© 2014–2023 chefeat.ru, Россия, Челябинск, ул. Речная 27, +7 (351) 365-27-13