20-06-2024
18-01 («Друг») | |
|
|
Основные данные | |
---|---|
Осевая формула | |
Годы постройки | |
Страна постройки | |
Завод | |
Всего построено |
1 |
Страна эксплуатации | |
Дорога | |
Ширина колеи |
1524 мм |
Технические данные | |
Длина локомотива |
15 100 мм |
Рабочая масса паровоза |
108,2 т |
Сцепная масса |
72,0 т |
Нагрузка от движущих осей на рельсы |
18 тс |
Конструкционная скорость |
100 км/ч |
Диаметр бегунковых колёс |
880 мм |
Диаметр движущих колёс |
1624 мм |
Диаметр поддерживающих колёс |
1 150 мм |
Давление пара в котле |
20 кгс/см² |
Испаряющая поверхность нагрева котла |
201,0 м² |
Тип пароперегревателя |
однооботный Шмидта |
Поверхность нагрева пароперегревателя |
63,3 м² |
Площадь колосниковой решётки |
4,3 м² |
Паровая машина | |
Число цилиндров |
3 |
Диаметр цилиндров |
500/580 мм |
Ход поршня |
660 мм |
Паровоз 18-01 (паровоз «Друг» — за надписи «Друг» на дымоотбойниках, заводское обозначение 67Lo) — опытный пассажирский паровоз чехословацкого производства. Поступил в СССР в 1951 году из Чехословакии как подарок к 70-летию Иосифа Сталина.
В 1949 году на заводе Шкода было изготовлено 4 паровоза типа 2-4-1, которые получили заводское обозначение 67Lo и обозначение серии 476.0. В 1951 году паровоз под номером 2679 поступил на советские железные дороги, как подарок Сталину. На его дымоотбойных щитах были нанесены надписи «Друг». Паровоз получил обозначение 18-01 и был направлен в депо Москва-Пассажирская Московско-Курской железной дороги.
Отличительной особенностью паровоза было наличие трёхцилиндровой машины компаунд — впервые на советских железных дорогах. 2 цилиндра низкого давления были расположены снаружи горизонтально, а цилиндр высокого давления — между листами рамы с наклоном 1:8,3. Ведущей осью была 2-я движущая ось, которая была выполнена коленчатой, так как на неё через шатуны передавались усилия не только от внешних цилиндров, но и от среднего цилиндра высокого давления. При этом пальцы шатунов внешних цилиндров были расположены друг к другу под углом 90° (как на обычных двухцилиндровых паровозах), а кривошип среднего цилиндра по отношению к наружным был смещён на 135°. Изогнута была и ось первой движущей колёсной пары — для исключения касания её с шатуном цилиндра высокого давления.
Рама паровоза была выполнена брусковой с толщиной боковин 80 мм. Рессорное подвешивание было выполнено трёхточечным (статически определимое). Топка была выполнена из стали, оборудована термосифонами и двумя кипятильными трубами. Для повышения экономичности локомотива, давление пара в котле было поднято до 20 кгс/см² — одно из самых высоких среди советских паровозов (выше было только у опытного В5 — 80 кгс/см²).
Так как на советских железных дорогах этот паровоз был практически единственным образцом новой для того времени конструкции, то он регулярно не эксплуатировался. В 1967 году паровоз был исключён из инвентарного парка.
|
|
---|---|
Пассажирские | |
Товарные / грузовые | |
Маневровые и промышленные | |
Полученые по ленд-лизу | |
Опытные | |
Узкоколейные | |
См. также |
18 01 020001 177, 01 02 03 04 05 06 07 08 09 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30, ghor 25 01 18, 18-01 паровоз.