16-10-2023
СР-10 | |
---|---|
Тип | спортивно-пилотажный, учебно-тренировочный самолёт |
Разработчик | ООО КБ «Современные авиационные технологии» |
Производитель | ООО "КБ "САТ" (Москва) |
Главный конструктор | Ю. А. Кнох |
Первый полёт | 25 декабря 2015 года |
Статус | ведутся лётные испытания |
Единиц произведено | 1 прототип |
СР-10 — российский двухместный спортивно-пилотажный и учебно-тренировочный самолёт. Предназначен для выполнения базовой лётной подготовки будущих лётчиков военной авиации, а также для подготовки лётчиков-спортсменов и пилотов-любителей лёгких реактивных самолётов. Самолёт спроектирован в конструкторском бюро «Современные авиационные технологии». СР-10 означает — самолёт реактивный, со стреловидностью крыла −10°.
Постройка первого образца СР-10 выполнена на опытном производстве КБ САТ под руководством А. Л. Морозова
Разработка проекта самолёта началась в 2007 году силами двух энтузиастов — Максима Миронова и Сергея Юшина[2]. Первоначально самолёт позиционировался как лёгкий спортивно-пилотажный, но уже в процессе работы над проектом интерес к нему проявили и ВВС РФ. После анализа соответствующего рынка УТС конструкторы пришли к выводу, что СР-10 может быть использован в качестве замены L-39 для базовой лётной подготовки будущих летчиков военной авиации. Конструкторы считают, что для освоения СР-10 достаточно иметь первоначальную лётную подготовку на самолёте класса Як-52. По своим лётно-техническим характеристикам СР-10 намного превосходит устаревший L-39 в скороподъемности, скорости, манёвренности, радиусе виража и, что немаловажно, он легче чешской машины и выигрывает у неё по характеристикам цена/качество[3].
Самолёт СР-10 выполнен по нормальной аэродинамической схеме с высокорасположенным крылом обратной стреловидности, однокилевым вертикальным оперением и цельноповоротным стабилизатором. Такая компоновка позволяет выполнять фигуры высшего пилотажа с использованием элементов сверхманёвренности, которые характерны для истребителей поколения 4 и 4+, максимальные расчётные перегрузки при выполнении фигур высшего пилотажа составляют +8 −6[4].
Применение композиционных материалов существенно уменьшило вес планера.
Ключевым элементом аэродинамической компоновки является высокорасположенное крыло с умеренной обратной стреловидностью (-10°) и развитым корневым наплывом. Такая форма крыла позволяет добиться высоких несущих свойств на больших углах атаки, что обеспечит повышенную манёвренность самолёта. Развитый наплыв в сочетании с умеренной обратной стреловидностью крыла позволяет сохранить упорядоченное обтекание всей поверхности крыла до больших значений угла атаки. Одновременно, применение крыла обратной стреловидности обеспечивает сохранение демпфирующих свойств крыла и эффективности элеронов до больших углов атаки, а в сочетании с корневым наплывом имеет лучшие характеристики поперечной устойчивости на больших углах атаки в сравнении с крылом прямой стреловидности.
Пилоты в двухместной кабине размещаются по схеме тандем, катапультные кресла К-93.СР-10 класса «0 — 0» обеспечивают спасение экипажа во всём диапазоне высот и скоростей полёта.
Современные технологические решения, использованные в конструкции планера, позволяют минимизировать затраты на подготовку производства, а также получить относительно недорогую, отвечающую современным требованиям машину.
Первый прототип самолёта оснащён двухконтурным турбореактивным двигателем АИ-25ТСР тягой 1750 кгс конструкции ГП «Запорожское машиностроительное конструкторское бюро Прогресс» им. академика А. Г. Ивченко.
В дальнейшем планируется установка отечественных двигателей АЛ-55.
Система управления самолётом — механическая с гидроусилителями.
Самолёт оборудован герметичной кабиной. Система кондиционирования воздуха обеспечивает поддержание комфортной температуры в кабине, как в ручном, так и в автоматическом режимах. Кислородная система обеспечивает работу экипажа на больших высотах, а система питания противоперегрузочного костюма улучшает переносимость лётчиком высоких перегрузок[4].
По требованию заказчика кабина может оснащаться как аналоговыми электромеханическими приборами, так и современными многофункциональными индикаторами.
Лётные испытания самолёта начались в конце декабря 2015 года на аэродроме Орешково в Калужской области[5], поднимал машину в воздух заслуженный лётчик-испытатель Ю. М. Кабанов[6]
Основные ЛХТ | УТС СР-10 |
Силовая установка,
тип/кол-во х мощн., кгс
|
ТРДД
1 х 1750
|
Расположение экипажа
|
тандем
|
Макс. взлетный вес кг
|
3100
|
Макс. скорость, км/ч
|
800
|
Практический потолок, м
|
11 000
|
Практическая дальность, км
|
1200
|
Макс. эксплуатационная перегрузка, ед.
|
+8/-6
|
Посадочная скорость, км/ч
|
180
|
Потенциальными заказчиками могут быть как российские ВВС и ВМС, так и коммерческие отечественные и иностранные покупатели.
КБ САТ предлагает поставку самолётов, оптимизированных под требования заказчика. Гибкая концепция позволяет выпускать как относительно недорогие варианты с узким кругом решаемых задач, так и оснащенные самым совершенным оборудованием многофункциональные УТС и УБС, в том числе и корабельного базирования. Таким образом, самолеты СР-10, смогут удовлетворить широкий спектр потребностей заказчиков на протяжении ближайших 15-20 лет.
СР-10.