Chefeat.ru

Здоровое питание

СР-10

16-10-2023

Перейти к: навигация, поиск
СР-10
Тип спортивно-пилотажный, учебно-тренировочный самолёт
Разработчик ООО КБ «Современные авиационные технологии»
Производитель ООО "КБ "САТ" (Москва)
Главный конструктор Ю. А. Кнох
Первый полёт 25 декабря 2015 года
Статус ведутся лётные испытания
Единиц произведено 1 прототип

СР-10 — российский двухместный спортивно-пилотажный и учебно-тренировочный самолёт. Предназначен для выполнения базовой лётной подготовки будущих лётчиков военной авиации, а также для подготовки лётчиков-спортсменов и пилотов-любителей лёгких реактивных самолётов. Самолёт спроектирован в конструкторском бюро «Современные авиационные технологии». СР-10 означает — самолёт реактивный, со стреловидностью крыла −10°.

Постройка первого образца СР-10 выполнена на опытном производстве КБ САТ под руководством А. Л. Морозова

Основные этапы программы

  • 2007 год — рождение концепции, начало эскизного проектирования.
  • Август 2009 года — демонстрация на международном авиасалоне МАКС-2009 полноразмерного макета самолёта[1].
  • Согласование технического задания с Заказчиком
  • Март 2010 года — получение КБ лицензии на разработку авиационной техники, в том числе двойного назначения.
  • Март 2014 года — участие проекта самолёта СР-10 в открытом конкурсе Министерства обороны России на самолёт первоначального обучения.
  • 23 августа 2015 года — торжественная выкатка самолёта СР-10 из сборочного цеха в присутствии представителей Министерства обороны и авиапромышленности России.
  • 25 декабря 2015 года — первый полет опытного образца самолета СР-10.

Разработка проекта самолёта началась в 2007 году силами двух энтузиастов — Максима Миронова и Сергея Юшина[2]. Первоначально самолёт позиционировался как лёгкий спортивно-пилотажный, но уже в процессе работы над проектом интерес к нему проявили и ВВС РФ. После анализа соответствующего рынка УТС конструкторы пришли к выводу, что СР-10 может быть использован в качестве замены L-39 для базовой лётной подготовки будущих летчиков военной авиации. Конструкторы считают, что для освоения СР-10 достаточно иметь первоначальную лётную подготовку на самолёте класса Як-52. По своим лётно-техническим характеристикам СР-10 намного превосходит устаревший L-39 в скороподъемности, скорости, манёвренности, радиусе виража и, что немаловажно, он легче чешской машины и выигрывает у неё по характеристикам цена/качество[3].

Конструкция

Самолёт на МАКСе 2009

Самолёт СР-10 выполнен по нормальной аэродинамической схеме с высокорасположенным крылом обратной стреловидности, однокилевым вертикальным оперением и цельноповоротным стабилизатором. Такая компоновка позволяет выполнять фигуры высшего пилотажа с использованием элементов сверхманёвренности, которые характерны для истребителей поколения 4 и 4+, максимальные расчётные перегрузки при выполнении фигур высшего пилотажа составляют +8 −6[4].

Применение композиционных материалов существенно уменьшило вес планера.

Ключевым элементом аэродинамической компоновки является высокорасположенное крыло с умеренной обратной стреловидностью (-10°) и развитым корневым наплывом. Такая форма крыла позволяет добиться высоких несущих свойств на больших углах атаки, что обеспечит повышенную манёвренность самолёта. Развитый наплыв в сочетании с умеренной обратной стреловидностью крыла позволяет сохранить упорядоченное обтекание всей поверхности крыла до больших значений угла атаки. Одновременно, применение крыла обратной стреловидности обеспечивает сохранение демпфирующих свойств крыла и эффективности элеронов до больших углов атаки, а в сочетании с корневым наплывом имеет лучшие характеристики поперечной устойчивости на больших углах атаки в сравнении с крылом прямой стреловидности.

Пилоты в двухместной кабине размещаются по схеме тандем, катапультные кресла К-93.СР-10 класса «0 — 0» обеспечивают спасение экипажа во всём диапазоне высот и скоростей полёта.

Современные технологические решения, использованные в конструкции планера, позволяют минимизировать затраты на подготовку производства, а также получить относительно недорогую, отвечающую современным требованиям машину.

Силовая установка

Первый прототип самолёта оснащён двухконтурным турбореактивным двигателем АИ-25ТСР тягой 1750 кгс конструкции ГП «Запорожское машиностроительное конструкторское бюро Прогресс» им. академика А. Г. Ивченко.

В дальнейшем планируется установка отечественных двигателей АЛ-55.

Авиационное оборудование

Система управления самолётом — механическая с гидроусилителями.

Самолёт оборудован герметичной кабиной. Система кондиционирования воздуха обеспечивает поддержание комфортной температуры в кабине, как в ручном, так и в автоматическом режимах. Кислородная система обеспечивает работу экипажа на больших высотах, а система питания противоперегрузочного костюма улучшает переносимость лётчиком высоких перегрузок[4].

По требованию заказчика кабина может оснащаться как аналоговыми электромеханическими приборами, так и современными многофункциональными индикаторами.

Лётные испытания

Лётные испытания самолёта начались в конце декабря 2015 года на аэродроме Орешково в Калужской области[5], поднимал машину в воздух заслуженный лётчик-испытатель Ю. М. Кабанов[6]

Лётно-технические характеристики

Основные ЛХТ УТС СР-10
Силовая установка,
тип/кол-во х мощн., кгс
ТРДД
1 х 1750
Расположение экипажа
тандем
Макс. взлетный вес кг
3100
Макс. скорость, км/ч
800
Практический потолок, м
11 000
Практическая дальность, км
1200
Макс. эксплуатационная перегрузка, ед.
+8/-6
Посадочная скорость, км/ч
180

Потенциальные заказчики

Потенциальными заказчиками могут быть как российские ВВС и ВМС, так и коммерческие отечественные и иностранные покупатели.

КБ САТ предлагает поставку самолётов, оптимизированных под требования заказчика. Гибкая концепция позволяет выпускать как относительно недорогие варианты с узким кругом решаемых задач, так и оснащенные самым совершенным оборудованием многофункциональные УТС и УБС, в том числе и корабельного базирования. Таким образом, самолеты СР-10, смогут удовлетворить широкий спектр потребностей заказчиков на протяжении ближайших 15-20 лет.

Примечания

  1. Журнал «Взлёт» октябрь 2009, стр. 48
  2. Спортивно-пилотажный самолёт СР-10
  3. История одного партнёрства
  4. ↑ официальный сайт
  5. Испытания уникального самолета СР-10 (видео)
  6. Кабанов Юрий Михайлович в Энциклопедия испытателей

Ссылки

  • СР-10 на сайте ООО КБ «Современные авиационные технологии»

СР-10.

© 2014–2023 chefeat.ru, Россия, Челябинск, ул. Речная 27, +7 (351) 365-27-13