Chefeat.ru

Здоровое питание

Синдром дефицита внимания с гиперактивностью

12-10-2023

Перейти к: навигация, поиск
Синдром дефицита внимания и гиперактивности
МКБ-10 9090.
МКБ-9 314.00314.00, 314.01314.01
OMIM 143465 143465
DiseasesDB 6158 6158
MedlinePlus 001551 001551
eMedicine med/3103  ped/177ped/177 med/3103  ped/177ped/177

Синдром дефицита внимания и гиперактивности (сокращённо СДВГ; англ. Attention-Deficit/Hyperactivity Disorder (ADHD)) — неврологическо-поведенческое расстройство развития, начинающееся в детском возрасте[1][2][3]. Проявляется такими симптомами, как трудности концентрации внимания, гиперактивность и плохо управляемая импульсивность[4].

С неврологической точки зрения СДВГ рассматривается как стойкий и хронический синдром, для которого не найдено способа излечения[2]. Считается, что дети «перерастают» этот синдром, либо приспосабливаются к нему во взрослой жизни[2].

СДВГ и его лечение вызывает много споров начиная уже с 1970 годов[5][6][7][8]. В существовании СДВГ сомневается ряд медиков, учителей, политиков, родителей и средств массовой информации. Некоторые считают, что такого заболевания, как СДВГ, не существует вообще, однако их противники полагают, что существуют генетические и физиологические причины данного состояния. Некоторые исследователи настаивают даже на влиянии климатических факторов в развитии СДВГ у детей[9].

Классификация

Выделяют три типа расстройства: случаи с дефицитом внимания (СДВГ-ПДВ или СДВГ-ДВ), гиперактивностью и импульсивностью (СДВГ-ГИ или СДВГ-Г), и смешанный тип (СДВГ-С), который включает в себя все три симптома.

Распространённость

По данным для населения Соединённых Штатов, это расстройство присутствует у 3–5 % людей, включая как детей, так и взрослых.[10] СДВГ чаще встречается у мальчиков. Относительная распространенность среди мальчиков и девочек колеблется от 3:1 до 9:1, в зависимости от критериев диагноза, методов исследования и групп исследования (дети, которых направили к врачу; школьники; население в целом). От этих же факторов зависят и оценки распространенности СДВГ (от 1–2 % до 25–30 %).

Определение и диагностические критерии

В настоящее время основой для установления диагноза является фено­мено­ло­ги­чес­кая психо­ло­ги­чес­кая харак­те­рис­ти­ка. Многие признаки СДВГ проявляются лишь время от времени.

Согласно действующим (по состоянию на начало 2007 года) критериям диагностики, СДВГ можно диагностировать начиная с позднего дошкольного или школьного возраста, поскольку для выполнения требований постановки диагноза необходима оценка поведения ребёнка как минимум в двух условиях обстановки (например, дома и в школе). Наличие нарушений обучения и социальных функций является необходимым критерием для установления диагноза СДВГ.[11]

Импульсивность

Одним из главных признаков СДВГ, наряду с нарушениями внимания, является импульсивность — недостаток контроля поведения в ответ на конкретные требования. Клинически эти дети часто характеризуются как быстро реагирующие на ситуации, не дожидаясь указаний и инструкций, позволяющих выполнять задание, а также неадекватно оценивающие требования задания. В результате они очень небрежны, невнимательны, беспечны и легкомысленны. Такие дети зачастую не могут рассмотреть потенциально негативные, вредные или разрушительные (и даже опасные) последствия, которые могут быть связаны с определёнными ситуациями или их поступками. Часто они подвергают себя необоснованному, ненужному риску, чтобы показать свою смелость, капризы и причуды, особенно перед сверстниками. В результате нередки несчастные случаи с отравлениями и травмами. Дети с СДВГ могут легкомысленно и беспечно повредить или уничтожить чью-либо собственность значительно чаще, чем дети без признаков СДВГ.

Одна из трудностей в диагностировании СДВГ — то, что он часто сопровождается другими проблемами. Небольшая группа людей с СДВГ страдает редким расстройством, называемым синдром Туретта.

Диагностические критерии СДВГ по классификации DSM-V

Согласно DSM-5 диагноз Синдром дефицита внимания \ гиперактивности можно установить не ранее 12 лет (по 4-му изданию с 6-ти лет). Симптомы должны быть представлены в разных ситуациях и обстановках. Для диагноза необходимо 6 симптомов, а с 17 лет — 5 симптомов. Они считаются раздельно для невнимательности и гиперактивности. Симптомы должны присутствовать не менее полугода, и они должны отставать от уровня развития большинства подростков этого возраста. Симптомы должны были проявляться и до 12 лет и их нельзя объяснить другими психическими расстройствами.[12]

НЕВНИМАТЕЛЬНОСТЬ

  1. Часто неспособен удерживать внимание на деталях; из-за небрежности, легкомыслия допускает ошибки в школьных заданиях, в выполняемой работе и других видах деятельности.
  2. Обычно с трудом сохраняет внимание при выполнении заданий или во время игр.
  3. Часто складывается впечатление, что ребёнок не слушает обращенную к нему речь.
  4. Часто оказывается не в состоянии придерживаться предлагаемых инструкций и справиться до конца с выполнением уроков, домашней работы или обязанностей на рабочем месте (что никак не связано с негативным или протестным поведением, неспособностью понять задание).
  5. Часто испытывает сложности в организации самостоятельного выполнения заданий и других видов деятельности.
  6. Обычно избегает вовлечения в выполнение заданий, которые требуют длительного сохранения умственного напряжения (например, школьных заданий, домашней работы).
  7. Часто теряет вещи, необходимые в школе и дома (например, игрушки, школьные принадлежности, карандаши, книги, рабочие инструменты).
  8. Легко отвлекается на посторонние стимулы.
  9. Часто проявляет забывчивость в повседневных ситуациях.
  10. Часто ломает все предметы подряд (в то же время делает вид, что не он это делал)

ГИПЕРАКТИВНОСТЬ

  1. Часто наблюдаются беспокойные движения в кистях и стопах; сидя на стуле, крутится, вертится.
  2. Часто встает со своего места в классе во время уроков или в других ситуациях, когда нужно оставаться на месте.
  3. Часто проявляет бесцельную двигательную активность: бегает, крутится, пытается куда-то залезть, причем в таких ситуациях, когда это неприемлемо.
  4. Обычно не может тихо, спокойно играть или заниматься чем-либо на досуге.
  5. Часто находится в постоянном движении и ведет себя так, «как будто к нему прикрепили мотор».
  6. Часто бывает болтливым.
  7. Часто отвечает на вопросы не задумываясь, не выслушав их до конца.
  8. Обычно с трудом дожидается своей очереди в различных ситуациях.
  9. Часто мешает другим, пристает к окружающим (например, вмешивается в беседы или игры).
  10. Во время сна раскрывается, все время ворочается, сбивает простыню, сбрасывает на пол одеяло.

СДВГ у взрослых

Многие взрослые, у которых СДВГ не был выявлен в детстве, не осознают, что именно это и есть причина их неспособности сохранять внимание, трудностей в изучении нового материала, в организации пространства вокруг себя и в межличностных отношениях.

Американское исследование 2006 года (т. н. Гарвардское исследование), включившее немногим более 3 тысяч человек, позволило его авторам рассчитать ожидаемую распространенность СДВГ в 4,4 % во взрослой популяции (диагноз по критериям DSM-IV). Более высокая распространенность СДВГ выявлялась, если обследуемый являлся мужчиной, этническим европейцем, безработным и женатым в прошлом[13][14]. В несколько более раннем исследовании (тоже в США, 966 взрослых обследованных) распространенность СДВГ среди взрослых была установлена в 2,9 % для СДВГ в узком понимании (Narrow ADHD, установлен по критериям DSM-IV) и 16,4 % для СДВГ в расширенном толковании (диагноз ставился с учетом ряда дополнительных, подпороговых критериев) [15]. С возрастом распространенность СДВГ у взрослых снижается [16].

Распространенность СДВГ у взрослых существенно зависит от наличия сопутствующих психологических проблем и заболеваний: по данным мексиканского исследования 2007 года наличие СДВГ было установлено у 5,37 % обследуемых из общей популяции (обследовано 149 человек) и у 16,8 % амбулаторных пациентов психиатров с непсихотическими психиатрическими заболеваниями (обследован 161 человек). Особенно примечательно, что среди психиатрических пациентов половые различия в распространенности СДВГ оказались «перевёрнутыми» по отношению к СДВГ в общей популяции и среди детей: СДВГ был установлен у 21,6 % пациенток-женщин и только у 8,5 % пациентов-мужчин [17].

Методы лечения СДВГ

В разных странах подходы к лечению и коррекции СДВГ и доступные методы могут отличаться. Однако, невзирая на эти различия, большинство специалистов считают наиболее эффективным комплексный подход, который сочетает в себе несколько методов, индивидуально подобранных в каждом конкретном случае. Используются методы модификации поведения, психотерапии, педагогической и нейропсихологической коррекции. «Лекарственная терапия назначается по индивидуальным показаниям в тех случаях, когда нарушения со стороны когнитивных функций и проблемы поведения у ребёнка с СДВГ не могут быть преодолены лишь с помощью немедикаментозных методов.»[18]

В США для лечения детей используется протокол WWK3[19], а для лечения взрослых протокол WWK10.[20] В том числе для лечения детей не запрещено применение спорного препарата[21][22][23] риталин.

Фармакокоррекция

При лечении СДВГ в качестве вспомогательного метода применяются лекарственные средства. Наиболее известные из них — это психостимуляторы, такие как: метилфенидат, декстроамфетамин с амфетамином и декстроамфетамин. Один из недостатков этих препаратов — необходимость принимать их несколько раз в день (время действия около 4 часов). Сейчас появились метилфенидат и декстроамфетамин с амфетамином продолжительного действия (до 12 часов). Также используют препараты других групп, например — атомоксетин.

Особая осторожность необходима при назначении стимуляторов детям, поскольку ряд исследований показал, что их высокие дозы (например Methylphenidate более 60 mg/день) или неправильное применение вызывает привыкание и может побудить подростков использовать более высокие дозы для достижения наркотического эффекта.[24][25][26] Согласно проводимому в США исследованию среди кокаиновых наркоманов, у лиц с СДВГ, употреблявших стимуляторы в подростковом возрасте, вероятность пристрастия к кокаину в 2 раза выше, чем у тех, кто был диагнозирован СДВГ, но не употреблял стимуляторов.[27]

В 2010 году в Австралии было опубликовано исследование о безрезультатности и неэффективности лечения СДВГ стимуляторами. Исследование охватывало людей, за которыми наблюдали на протяжении 20 лет[28][29][30].

Комитет по правам ребёнка Организации Объединенных Наций издал рекомендации, в которых говорится следующее: «Комитет выражает озабоченность сведениями о том, что синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ) и синдром дефицита внимания (СДВ) диагностируется ошибочно, и что в результате чрезмерно прописываются психостимуляторы, несмотря на увеличивающееся количество свидетельств о вредном воздействии этих препаратов. Комитет рекомендует провести дальнейшие исследования в отношении диагностики и лечения СДВГ и СДВ, включая возможные отрицательные эффекты психостимуляторов на физическое и психологическое благополучие детей, а также в максимальной степени использовать иные формы улаживания и лечения при обращении к поведенческим расстройствам».[31]

Подход, распространённый в СНГ — это ноотропные препараты, вещества, по мнению некоторых специалистов улучшающие работу мозга, обмен, энергетику, увеличивающие тонус коры. Также назначаются препараты, состоящие из аминокислот, которые, по утверждениям производителей, улучшают обмен веществ мозга. Доказательств эффективности такого лечения нет.

Нефармакологические подходы

В настоящий момент существует несколько нефармакологических подходов к методам лечения СДВГ, которые могут сочетаться с фармакокоррекцией, либо использоваться независимо.

  • Нейропсихологический (при помощи различных упражнений).
  • Синдромальный. Коррекция последствий родовых повреждений шейного отдела позвоночника и восстановление кровообращения головного мозга.
  • Бихевиоральная или поведенческая психотерапия акцентируется на тех или иных поведенческих шаблонах, либо формируя, либо гася их с помощью поощрения, наказания, принуждения и вдохновления. Может применяться только после нейропсихологической коррекции и созревания структур мозга, в противном случае поведенческая терапия неэффективна.
  • Работа над личностью. Семейная психотерапия, которая формирует личность и которая определяет, куда направить эти качества (расторможенность, агрессивность, повышенную активность).
  • Нутрициальный. Восполнение дефицитов определенных микронутриентов, которые участвуют в синтезе и секреции серотонина и катехоламиновых нейротрансмиттеров.Известно, что СДВГ характеризуется нарушениями уровней этих нейротрансмиттеров [32][33]

Весь этот комплекс методов психокоррекции и медикаментозного лечения при своевременной диагностике поможет гиперактивным детям вовремя скомпенсировать нарушения и полноценно реализоваться в жизни.

Причины СДВГ

Точная причина возникновения СДВГ не известна[34], но существует несколько теорий. Причинами возникновения органических нарушений могут быть:

  • Общее ухудшение экологической ситуации.
  • Инфекции матери во время беременности и действие лекарств, алкоголя, наркотиков, курения в этот период.
  • Иммунологическая несовместимость (по резус-фактору).
  • Угрозы выкидыша.
  • Хронические заболевания матери.
  • Преждевременные, скоротечные или затяжные роды, стимуляция родовой деятельности, отравление наркозом, кесарево сечение.
  • Родовые осложнения (неправильное предлежание плода, обвитие его пуповиной) ведут к травмам позвоночника плода, асфиксиям, внутренним мозговым кровоизлияниям.
  • Любые заболевания младенцев с высокой температурой и приёмом сильнодействующих лекарств.
  • Астма, пневмонии, сердечная недостаточность, диабет, заболевания почек могут выступать как факторы, нарушающие нормальную работу мозга[35].

Генетические факторы

Специалистами Медико-генетического научного центра РАМН и факультета психологии МГУ установлено, что «большинство исследователей сходится во мнении, что единую причину возникновения заболевания выявить не удается и, похоже, не удастся никогда»[36]. Учёные США, Голландии, Колумбии и Германии выдвинули предположение, что на 80 % возникновение СДВГ зависит от генетических факторов. Из более чем тридцати генов-кандидатов выбрали три — ген переносчика дофамина, а также два гена дофаминовых рецепторов. Однако генетические предпосылки к развитию СДВГ проявляются во взаимодействии со средой, которая может эти предпосылки усилить или ослабить[36].

Другие часто сопутствующие расстройства

Критика

СДВГ является одним из самых сомнительных и спорных душевных расстройств[7][37] СДВГ и его лечение ставятся под сомнение по меньшей мере с 1970-х годов.[6][8][38] В существовании СДВГ сомневаются многие врачи, учителя, высокопоставленные политики, родители и средства массовой информации. Спектр мнений о СДВГ довольно широк — от тех, кто не верит, что СДВГ существует, до тех, кто верит, что существуют генетические или физиологические предпосылки этого состояния.[6]

Исследователи из канадского университета Мак-Мастера определили пять основных пунктов, относительно которых развиваются дискуссии:

  1. Клиническое диагностирование, для которого не существует лабораторных или радиологических подтверждающих заболевание тестов или характерных физических особенностей организма.
  2. Критерии диагностирования часто менялись.
  3. Не существует эффективного способа лечения. Существущие способы лечения очень длительные.
  4. При лечении используются препараты, часть которых содержит психотропные вещества (метилфенидат, декстроамфетамин).
  5. Количество диагнозов отличается значительно в разных странах.[39]

Недостаточная ясность относительно того, что можно отнести к СДВГ и изменения в критериях постановки диагноза приводили к замешательству.[40] Этические и юридические проблемы в отношении лечения являлись главными областями разногласий, особенно использование психостимуляторов при лечении, а также рекламирование стимуляторов для лечения СДВГ группами и индивидуумами, которые получают деньги от фармацевтических компаний.[37]

Профессиональные медики и агентства новостей утверждали, что диагноз и лечение данного расстройства заслуживает более тщательного расследования.[41]

Для объяснения симптомов СДВГ были предложены такие альтернативные теории[42], как Теория охотника и фермера (Hunter vs. farmer theory), Нейроразнообразие (Neurodiversity) и Теория социального конструкта СДВГ (Social construct theory of ADHD).

Некоторые личности и группы полностью отрицают существование СДВГ. К ним можно отнести Томаса Саса, Мишеля Фуко и такие группы как Гражданская комиссия по правам человека (CCHR).[43] Однако большинство медицинских структур и суды США считают диагнозы СДВГ легитимными. (См. Ritalin class action lawsuits)

Литература

На русском языке

  • Альтхерр П., Берг Л., Вельфль А., Пассольт М. Гиперактивные дети. Коррекция психомоторного развития. — М: Издательский центр «Академия», 2004
  • Брязгунов И. П., Касатикова Е. В. Непоседливый ребёнок или все о гиперактивных детях. — М.: Издательство института Психотерапии, 2002
  • Брязгунов И. П., Касатикова Е. В. Дефицит внимания с гиперактивностью у детей. — М.: Медпрактика-М, 2002
  • Заваденко Н. Н. Гиперактивность и дефицит внимания в детском возрасте. — М.: Издательский центр «Академия», 2005.
  • Заваденко Н. Н. Как понять ребёнка: дети с гиперактивностью и дефицитом внимания. — Школа-Пресс, 2001
  • Заваденко Н. Н., Суворинова Н. Ю., Румянцева М. В. Гиперактивность с дефицитом внимания: факторы риска, возрастная динамика, особенности диагностики. — Дефектология, 2003, № 6
  • Монина Г. Б., Лютова-Робертс Е. К., Чутко Л. С. Гиперактивные дети. Психолого-педагогическая коррекция. — СПб.: Речь, 2007
  • Мурашова Е. В. Дети-«тюфяки» и дети-«катастрофы». Гиподинамический и гипердинамический синдром. — Екатеринбург: У-Фактория, 2004.
  • Рассел А. Баркли, Кристина М. Бентон. Ваш непослушный ребёнок. — СПб.: Питер, 2004
  • Ратнер А.Ю. Неврология новорождённых: острый период и поздние осложнения. 4-е изд., М., БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008 - 368 с. ISBN 978-5-94774-897-0
  • Чутко Л. С., Пальчик А. Б., Кропотов Ю. Д. Синдром нарушения внимания с гиперактивностью у детей и подростков. — СПб.: Издательский дом СПбМАПО, 2004
  • Чутко Л. С. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью и сопутствующие расстройства.- СПб.: Хока, 2007

На иностранных языках

  • Hartmann,Thom «Attention Deficit Disorder, A Different Perception» subtitled «A Hunter in a Farmers World».
  • Barkley, Russell A. Take Charge of ADHD: The Complete Authoritative Guide for Parents (2005) New York: Guilford Publications.
  • Bellak L, Kay SR, Opler LA. (1987) «Attention deficit disorder psychosis as a diagnostic category». Psychiatric Developments, 5 (3), 239-63. PMID 3454965
  • Conrad, Peter Identifying Hyperactive Children (Ashgate, 2006).
  • Crawford, Teresa I’m Not Stupid! I’m ADHD!
  • Green, Christopher, Kit Chee, Understanding ADD; Doubleday 1994; ISBN 0-86824-587-9
  • Hanna, Mohab. (2006) Making the Connection: A Parent’s Guide to Medication in AD/HD, Washington D.C.: Ladner-Drysdale.
  • Joseph, J. (2000). «Not in Their Genes: A Critical View of the Genetics of Attention-Deficit Hyperactivity Disorder», Developmental Review 20, 539—567.
  • Kelly, Kate, Peggy Ramundo. (1993) You Mean I’m Not Lazy, Stupid or Crazy?! A Self-Help Book for Adults with Attention deficit Disorder. ISBN 0-684-81531-1
  • Matlen, Terry. (2005) «Survival Tips for Women with AD/HD». ISBN 1-886941-59-9
  • Ninivaggi, F.J. «Attention-Deficit/Hyperactivity Disorder in Children and Adolescents: Rethinking Diagnosis and Treatment Implications for Complicated Cases», Connecticut Medicine. September 1999; Vol. 63, No. 9, 515—521. PMID 10531701

Примечания

  1. LONI: Laboratory of Neuro Imaging
  2. ↑ NINDS Attention Deficit-Hyperactivity Disorder Information Page. National Institute of Neurological Disorders and Stroke (NINDS/NIH) February 9, 2007. По данным на 2007-08-13.
  3. Dr. Russell A. Barkley Official Site, Authority ADHD, Attention Deficit Hyperactivity Disorder
  4. Attention-Deficit/Hyperactivity Disorder (ADHD). (англ.) Данные с сайта Behavenet.com. Информация собрана 11 декабря 2006 года.
  5. Encyclopedia of Social Problems. — SAGE, 2008. — P. 63. — ISBN 9781412941655.
  6. ↑ Treatment of Attention-Deficit/Hyperactivity Disorder. US department of health and human services (December 1999). Проверено 2 октября 2008. Архивировано из первоисточника 21 февраля 2012.
  7. ↑ 10.1080/10673220802167782. PMID 18569037.
  8. 1 2 Cohen, Donald J.; Cicchetti, Dante Developmental psychopathology. — Chichester: John Wiley & Sons, 2006. — ISBN 0-471-23737-X.
  9. Geographic Variation in the Prevalence of Attention-Deficit/Hyperactivity Disorder: The Sunny Perspective
  10. ADD/ADHD Health Center. (англ.) Информация с сайта WebMD.com. Данные собраны 11 декабря 2006 года.
  11. Синдром дефицита внимания/гиперактивности. Е. Д. Белоусова, М. Ю. Никанорова. Отдел психоневрологии и эпилептологии Московского НИИ педиатрии и детской хирургии Минздрава РФ
  12. http://www.help4adhd.org/documents/ADHD%20and%20the%20DSM%205%20Fact%20Sheet%202.0.pdf ADHD DSM-5
  13. Abstract doi: 10.1176/appi.ajp.163.4.716
  14. Full text
  15. PubMed Abstract
  16. Extract of Article doi:10.1136/ebmh.12.4.128-a
  17. Abstract DOI: 10.1177/1087054707304428
  18. Гиперактивность с дефицитом внимания у детей: современные подходы к фармакотерапии Н. Н. Заваденко, Н. Ю. Суворинова, Н. В. Григорьева. Кафедра нервных болезней педиатрического факультета РГМУ, Москва
  19. Managing Medication for Children and Adolescents with ADHD (WWK3)
  20. Managing Medication for Adults with ADHD (WWK10)
  21. РИА новости
  22. Трагедия в Бельгии: виноват ли «американский синдром»?
  23. Ritalin addiction help
  24. Treatment of ADHD When Tolerance to Methylphenidate Develops. Архивировано из первоисточника 21 февраля 2012.
  25. Acute tolerance to methylphenidate in the treatment of attention deficit hyperactivity disorder in children. Архивировано из первоисточника 21 февраля 2012.
  26. Methylphenidate. Архивировано из первоисточника 21 февраля 2012.
  27. Ritalin Abuse, Addiction and Treatment. Архивировано из первоисточника 21 февраля 2012.
  28. Raine ADHD Study: Long-term outcomes associated with stimulant medication in the treatment of ADHD in children (англ.). Government of Western Australia: Department of Health (2010). — Исследование СДВГ компанией «Raine»: Долгосрочные результаты, ассоциированные с применением стимуляторов в лечении СДВГ у детей. Проверено 24 февраля 2010. Архивировано из первоисточника 21 февраля 2012.
  29. Kids on ADHD drugs “poor at school” (англ.). The Australian (February 17, 2010). — Лунн С. Дети на препаратах от СДВГ «плохо успевающие в школе». Проверено 24 февраля 2010. Архивировано из первоисточника 21 февраля 2012.
  30. Professor Lou Landau on an ADHD study which found stimulant medication increased blood pressure and didn't improve behaviour (англ.)(недоступная ссылка — Архивировано из первоисточника 11 марта 2010.
  31. http://www.cchr.ru/press1.html Детские психиатры Австралии, Финляндии и Дании получили по рукам
  32. Hercigonja Novkovic V, Rudan V, Pivac N, Nedic G, Muck-Seler D. Platelet serotonin concentration in children with attention-deficit/hyperactivity disorder. Neuropsychobiology. 2009;59(1):17-22.
  33. Dvorakova M, Jezova D, Blazicek P, Trebaticka J, Skodacek I, Suba J, Iveta W, Rohdewald P, Durackova Z. Urinary catecholamines in children with attention deficit hyperactivity disorder (ADHD): modulation by a polyphenolic extract from pine bark (pycnogenol). Nutr Neurosci. 2007;10(3-4):151-157.
  34. Stimulant medication for the treatment of attention-deficit hyperactivity disorder: evidence-b(i)ased practice? -- Bailly 29 (8): 284 -- Psychiatric Bulletin. Архивировано из первоисточника 21 февраля 2012.
  35. Статья о СДВГ на сайте факультета психолого-педагогического менеджмента высшей школы социально-управленческого консалтинга
  36. 1 2 Генетика гиперактивности и дефицита внимания//Химия и жизнь. 2008. № 1., стр. 5
  37. ↑ Attention deficit hyperactivity disorder: legal and ethical aspects» (REVIEW, full text). Archives of Disease in Childhood 91 (2): 192-94. 10.1136/adc.2004.064576. PMID 16428370.
  38. Encyclopedia of Social Problems. — SAGE, 2008. — P. 63. — ISBN 9781412941655.
  39. PMID 10637682.
  40. PBS - frontline: medicating kids: adhd: american academy of pediatrics' guidelines. Архивировано из первоисточника 21 февраля 2012.
  41. BBC NEWS - Health - Peer calls for ADHD care review. Архивировано из первоисточника 21 февраля 2012.
  42. Rethinking ADHD >> Palgrave.com : Title Page(недоступная ссылка — ).
  43. Citizens Commission On Human Rights - Australia (CCHR Australia)(недоступная ссылка — Архивировано из первоисточника 2 июля 2007.

Внешние ссылки

На русском языке

  • Синдром дефицита внимания и гиперактивности. (СДВГ)
  • Гиперактивность с дефицитом внимания у детей: современные подходы к фармакотерапии
  • Синдром дефицита внимания с гиперактивностью у детей (СДВГ)
  • Статьи по СДВГ
  • О Синдроме дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ-ADHD)
  • Доклады врачей по СДВГ
  • Психиатрия Глава 18. Синдром нарушения внимания с гиперактивностью П. Уэндер, Р. Шейдер
  • Гиперактивность с дефицитом внимания у детей: современные подходы к фармакотерапии
  • Синдром дефицита внимания \ гиперактивности критерии
  • Видеозапись симпозиума врачей по теме СДВГ, Москва, 2008
  • Коррекция витаминного статуса при синдроме дефицита внимания с гиперактивностью

Критические

  • СДВГ и «учебное расстройство». Гражданская комиссия по правам человека.
  • СДВГ - Как был придуман диагноз Синдром дефицита внимания и гиперактивности
  • Фред Боман («Мошенничество СДВГ: как психиатрия создаёт пациентов из нормальных детей»
  • «Зеркало недели», № 36 (360) 15 — 21 сентября 2001, «ТАБЛЕТОЧНАЯ» ПЕДАГОГИКА
  • The Truth about ADHD from their mouth! (видео)
  • Психиатр [1] (видео)

На английском языке

  • Live with Dr. Fred Baughman: ADHD fraud and the chemical holocaust against a generation of children. — Taichung: Truth Publishing International, Ltd., 2005.
  • M. McNair and J. Eastgate-Meyer discuss pharmaceutical drugs and psychiatric abuse. On The Edge (TV program), 04.06.2009.
  • adhd
  • Attention-Deficit / Hyperactivity Disorder (ADHD) at the Center for Disease Control
  • Diagnosis and Treatment of Attention Deficit Hyperactivity Disorder at NIH
  • National Institute of Mental Health on ADHD
  • The History of ADHD: 1798, Alexander Crichton, with pictures of the original works and sources. ADHD och ADD Digest
  • The History of ADHD: 1902 with some original pictures of Sir George Frederick Still and his work. ADHD och ADD Digest
  • About.com: ADD/ADHD

См. также

Синдром дефицита внимания с гиперактивностью.

© 2014–2023 chefeat.ru, Россия, Челябинск, ул. Речная 27, +7 (351) 365-27-13