19-08-2023
Метапсихология (нем. Metapsychologie) — термин, применительно к психоанализу предложенный З. Фрейдом для обозначения общего теоретического фундамента данной дисциплины, а также описания подхода к изучению психики в рамках основанной науки[1][2].
На современном этапе развития психоанализа термин имеет множество значений. По Лейбину, он характеризует все идеи, описывающие психические процессы с точки зрения психоанализа[1]; в описании Лапланша — Понталиса, метапсихология разрабатывает модели, отдалённые от эмпиризма[3]; определение термина за авторством Райкрофта и Мура — Файна сводится к «положениям на высшем уровне абстрагирования»[4][2].
Содержание |
Термин «метапсихология» был впервые упомянут в 1896 году — в письме Зигмунда Фрейда берлинскому врачу Вильгельму Флиссу[ru] от 13 февраля. Речь шла, считает Валерий Лейбин, о поиске идей для понимания природы психических заболеваний и закономерностей протекания психических процессов — ответов на вопросы из сферы философии[1]. Первоначальное значение метапсихологии (как общей теории) было сформулировано в ходе работы над «Толкованием сновидений» (1900)[5][6].
В научную литературу термин был введён в «Психопатологии обыденной жизни» (1901)[5]; Фрейд, рассуждая о суевериях и «мифологическом миросозерцании», заключал, что любое восприятие реальности посредством обращения к легендам есть проекция «личной психологии» во внешний мир. Целью науки учёный видел «расшифровку» не воспринимаемых сознанием индивидуума психических процессов — иными словами, создание «психологии бессознательного». Фрейд писал: «Можно было бы попытаться разрешить таким путём мифы о рае и грехопадении, <…> превратить метафизику в метапсихологию»[7].
Более чем десятилетие термин учёным не употреблялся, только в 1915 году (в работе «Бессознательное») Фрейд вернулся к его использованию, предложив трактовку, согласно которой данный термин стал характеризовать подход к рассмотрению психологических процессов в трёх различных отношениях (аспектах) — динамическом, топографическом и экономическом; пять лет спустя, в книге «По ту сторону принципа удовольствия», учёный утвердился во мнении о правильности избранного им подхода[8]. Вплоть до самой смерти учёного термин «метапсихология» оставался одним из важнейших понятий его теории; так, в книге «Конечный и бесконечный анализ» (1937) Фрейд, размышляя об устранении внутриличностных конфликтов, писал: «Без метапсихологических спекуляций и теоретизирования <…> здесь не сдвинешься ни на шаг»[9].
З. Фрейд, начало ХХ вв.
В соответствии с определением Чарльза Райкрофта[ru], подход к изучению психики в метапсихологии стоит на позиции описания «явлений в терминах умозрительного психического аппарата [понимаемого как конструкт]»[4]. По Фрейду, психологическое объяснение может считаться законченным (то есть «метапсихологическим»[4]), только если устанавливает наличие конфликта или связи между уровнями психики (топография), количество и тип(ы) затраченной энергии (экономика) и соотношение сил в сознании, которые могут быть направлены на совместную работу, или же противостоять друг-другу (динамика)[10].
В начале 1940-х разработки Фрейда продолжил Эдвард Гловер[ru], предложив дополнительные генетическую и адаптивную точки зрения[11]. К концу 1950-х, благодаря совместным работам Давида Рапопорта[ru] и Мертона Гилла, нововведения Гловера были приняты рядом психоаналитиков[11] и на данный момент, согласно Салману Акхтару[ru], вкупе с ранними фрейдистскими подходами представляют собой «эвристическую основу того, что является руководящим в психоанализе»[12]. Адаптивный подход, в частности, поддерживался Хайнцем Хартманном[ru] и оказал существенное влияние на работы Маргарет Малер[ru][13]. Генетический активно разрабатывался в рамках эго-психологии[14] и в большей степени, чем остальные, оказал влияние на поп-культуру — выразившись в упрощённом понимании психопатологии и дисфункции как практически однозначного результата переживаний несчастливого детства[15].
|
|
На текущий момент фрейдовское понимание метапсихологии остаётся предметом дискуссии среди аналитиков[9]. Неоднозначное отношение к термину, считают Филлис и Роберт Тайсоны, связано с постоянным расширением его содержания в соответствии с углублением понимания психики человека[19]. Иногда под синонимом «метапсихологии» (как «общей теории») понимают парапсихологию, а метапсихологию как подход к изучению психики приравнивают к номотетическому подходу, отмечает Артур Ребер, комментируя: «Мета здесь означает „вне“, в том смысле, что такие метапсихологические попытки представляют собой нечто, выходящее за рамки того, что было выявлено и познано эмпирически, и пытается полностью обрисовать общие принципы психологии»[20]. Для ортодоксального же фрейдизма «общая теория» была и остается одним из краеугольных камней дисциплины; так, Жак Лакан заключал: «оправданно или нет, но каждый аналитик неизменно впадает в теоретические рассуждения о ментальном развитии <…> невозможно ни секунды практиковать не мысля метапсихологическими терминами»[21].
Представителями отличных от психоанализа теорий метапсихология подвергается критике — в разное время её основными противниками выступали учёные Джордж Кляйн и Рой Шафер[ru]. Метапсихологические понятия (как положения на высшем уровне абстрагирования) ставятся под сомнение из-за умозрительности и отдалённости от клинической практики — так, в частности, особо порицается употребление таких терминов как «психическая энергия», «катексис», инстинкты жизни и смерти. Жорж Политцер аналогично не принимал введения в оборот отдалённых от эмпиризма понятий (исходя из этого, ошибочных), видя в их использовании «выход [науки] за пределы ее собственного предмета — человеческого действия»[22].
Метапсихология (психоанализ).