27-09-2023
Меотская археологическая культура[1] — археологическая культура раннего железного века и перехода от бронзы к железу, была распространена на восточном и юго-восточном побережьях Азовского моря в 1 тысячелетии до н. э., а также на побережье Чёрного моря вплоть до Абхазии (охватывающая современные территории Кубани, Адыгеи, Абхазии и частично Дона). Носителями культуры были древние меоты[2].
Культура существовала примерно с IX до н. э. по II в. н. э., окончательно сформировалась к VIII веку до н. э. Основа хозяйства прикубанских меотов — земледелие (пшеница, ячмень и просо), у меотов Приазовья и Причерноморья — рыболовство. Также большое значение имело скотоводство — разводили крупный и мелкий рогатый скот, свиней и лошадей. Меоты имели ремесленное производство, металлургию, их керамика пользовалась спросом у соседних оседлых и кочевых племен.
Находясь на торговых путях из античного мира к скифо-сарматским номадам, меоты охотно покупали и перепродавали античные товары.
Этнос и субэтносы — см. Меоты | Синды | Дандарии | Досхи | Тореаты | Обидиакены | Аррехи
Цари, правители — см. Гекатей | Тиргатао | Олфак
Городища — см. Тенгинское | Елизаветинское | Мертвый редант | Чумяный редант | Ново-Джерелиевское городище | Семибратнее городище | Старо-Корсунское | Воронежское | Ладожское | Кавказское | Краснодарское | Пашковское| Гюэнос (в Абхазии)
Святилища — см. Тенгинские | Меотское святилище в Абхазии
Курганы — Ульские | Карагодеуашх | Келермесские | ст. Костромская
Могильники — см. Усть-Лабинский | Пашковский | Елизаветинский | Шенджийский | Ново-Вочепшийский | Тахтамукайский | Псекупский | Кочипэ | Черноклен Чишхо | Фарс
Иные артефакты — см. Меч меотский| Монеты Синдики
Исследователи — см. Н. В. Веселовский | В. А. Городцов | В. Р. Эрлих | Н. В. Анфимов | А. М. Лесков | М. В. Покровский | И. С. Каменецкий | А. М. Ждановский | И. И. Марченко
В результате исследования, проведенного методом П.Рейнеке — М. Б. Щукина на основе двухсот наборов инвентаря из вышеуказанных меотских могильников, получены 5 кластеров с последовательно сменявшимися наборами, которые позволяют сделать вывод о соответствующих 5-ти периодах культуры:
Находки, характерные для периода «раннескифские влияния», встречаются в предгорных памятниках протомеотской группы, а именно в могильнике Фарс/Клады. Обоснован вывод о том, что Бзыбская Абхазия являлась ретранслятором закавказской традиции обработки черного металла на Северо-Западный Кавказ. Позже меотская культура проявилась достаточно отчетливо, об этом свидетельствуют находки меотских мечей в Гуадиху (Сухумская гора, Алексеевское ущелье) и деталей узды, выполненных в меотском («прикубанском») зверином стиле в Агудзера (Алексеевское ущелье, устье р. Келасур). Весьма убедительны конские жертвоприношения по меотскому обряду, с вещами в меотском («кубанском») зверином стиле на городище Гюэнос (Эрлих, 2002) и поселении Ахул-абаа на окраине Сухума (Воронов, 1991). Все эти данные позволяют сказать о прямом присутствии носителей меотской культуры в Западном Закавказье в то время.
Эрлих выделяет четыре основных вида меотских святилищ, для большинства которых характерны конские жертвоприношения, а именно:
1-я проблема - очень часто меотские памятники и артефакты ошибочно выдаются за скифские и даже сарматские. Профессор Н. В. Анфимов писал[4] -
История меотов взаимосвязана со скифскими и савроматскими племенами. С последними они соприкасались на севере и северо-востоке, но каковы были их взаимоотношения, взаимосвязи, где проходила граница между ними — все эти вопросы остаются ещё не решенными.
Данная проблема имеет древние корни, ещё во II веке до н.э. Аполлоний Родосский, ссылаясь на других античных авторов, писал [5]:
«Гелланик в сочинении "О народах" говорит; "Когда проплывешь Боспор, будут синды, а выше их - меоты-скифы»
2-я проблема - линговоэтническая принадлежность меотов к кавказской семье оспаривается некоторыми авторами. Началось это с О. Н. Трубачёва, который в своей работе "О синдах и их языке" сделал предположение, что синдо-меоты были местными праиндийцами, отличными от соседних иранцев". По его мнению, язык синдо-меотов - это индоарийский, с признаками самостоятельного диалекта (или диалектов)[6]. Н.В. Анфимов же критически относится к мнению Трубачёва, считая, что данные выводы спорны, и предлагает относить синдов к кавказским народам, отмечая участие синдов, как части меотских племён, в этногенезе адыгов.
Из анализа огромного материала из городских и сельских могильников, антропологи сделали вывод — что основным типом черепов из некрополей Боспора является долихо-мезокранный вариант с узким и невысоким лицом и высоким и узким носом, тип распространенный среди меотского населения Таманского полуострова, Прикубанья и Дона[7].
Древнейшие миграционные потоки с территории Западного Кавказа отмечаются для киммерийской эпохи такими авторитетными специалистами как Л. А. Ельницкий, Н. А. Членова, И. А. Джавахишвили[8].
В античный период, по мнению нижеследующих авторитетных учёных имели место следующие миграции значительных масс людей[8]:
Меотская культура.