Chefeat.ru

Здоровое питание

Земли кумыков исторические, история кумыков с древнейших времен, азамат кумыков историк

18-06-2024

Перейти к: навигация, поиск

История кумы́ков (самоназвание къумукълар) — история тюркоязычного народа кумыков, исторически проживающем на территории республик Дагестан, Чечня и Северная Осетия.

Этногенез

Вопросы этногенеза кумыков на протяжении долгого времени являются предметом научной и околонаучной полемики. В основном, споры ведутся о том, какой этнический компонент сыграл решающую роль в складывании кумыкского этноса. В настоящее время существует несколько версий происхождения. Одна часть ученых предполагает, что решающая роль в этногенезе кумыков принадлежит тюркским племенам — хазарам, савирам и кипчакам (Л. И. Лавров[1], В. Ф. Минорский[2], Ю.Клапрот[3], большинство современных кумыковедов — Г-Р.Гусейнов[4], Ю. М. Идрисов[5] и другие), другая часть — кавказоязычным племенам, подвергшимся тюркизации (В. В. Бартольд[6], С. Ш. Гаджиева[7],Г. С. Федоров-Гусейнов[8]). Своеобразную позицию в этом вопросе занял А. А. Аликберов, считавший кумыков потомками племен гунно-савирского круга, мигрировавших в горы и смешавшихся там с местными племенами[9]. В связи с этим интересен вопрос об истории кумыкского языка. Периодизация кумыкского языка не установлена, но в его формировании последовательно принимали участие несколько компонентов: диалекты булгаро-хазарского, огузского и кипчакского типов[10]. Дагестанский субстрат (остатки прежнего языка) в языке кумыков стал главным доводом сторонников версии о тюркизации дагестаноязычных племен кочевниками. Однако специалистами в области кумыкской лингвистики тюркологами Хангишиевым Д. М.[11] и Гусейновым Г-Р. А-К. наличие дагестанского субстрата опровергнуто.

К вопросу о временных рамках этногенеза кумыков сторонники обеих версий подходят одинаково — большинство историков относят формирование кумыкского народа ко времени существования Хазарского каганата.

Этническая консолидация

Этнообразовательные процессы у кумыков начали возникать раньше, чем у многих соседних народов. Это объясняется более длительным национально-государственным строительством, что постепенно приводило к созданию единого этнокультурного пространства[12]:

Только у народов, населявших равнинную часть, — кумыков, кабардинцев и осетин клановые связи уже уступали свое место другим формам связи, основанным на общности территории, социальной структуры, языка и культуры

Зачатки национального самосознания проявляются в 18 веке. Во время Персидского похода Петра I пленный священник объяснил убийство русских посланников утамышским султаном Махмуда местью за сожжение Эндирея — столицы феодального владения на севере Дагестана. В XIX веке кумыки сложились как единая национальность. Вот, что писал М. Б. Лобанов-Ростовский о кумыках[13]:

В географии русских о Кавказе название кумыков исключительно присвоено племени, поселенному между Тереком и Сулаком, тогда как по ту сторону Сулака, до самого Дербента, живёт народ, говорящий одним и тем же языком и сам себя называющий кумыкским. Исключая несколько лезгинских деревень, он населяет все шамхальство Тарковское. Туземцы — оба народа признают за одним, и сами они различают себя прозванием заречных, которое взаимно дают друг другу.

Большая российская энциклопедия[14]:

Во 2-й пол. 19 в, кумыки представляли собой относительно высококонсолидированный народ с развитыми этнич. признаками: распространением единого эндоэтнонима, регулярностью торгово-экономич. и культурных взаимосвязей и т. д. Процесс этнокультурной консолидации не устранил наличие этнографич. групп кумыков (буйнакские, каякентские, моздокские, хасавюртовские К.) и субэтносов (башлынцы, казанищенцы, эндиреевцы и др.), к-рые сохраняли специфич. черты в культуре, быту, фольклоре и т. д.

Царство гуннов (савир) в Дагестане. Джидан

Джидан

Первые упоминания о тюркоязычных племенах на территории Прикаспия относятся к II—IV векам нашей эры, когда в армянских и греческих источниках говорится о племенах барсилов[15] и савиров[16]. Закрепление позиций племен гуннского круга на территории Прикаспия происходит в III—IV веках. Вскоре в армянских источниках появляется страна гуннов, при этом гунны часто отождествляются с савирами[17]. Царство гуннов (савир) активно участвовало в византийско-сасанидских войнах, выступая то на стороне греков, то на стороне иранцев[18]. Вторжение тюркютов и усиление хазар в регионе привели к тому, что Царство гуннов (савир) стало зависимым от Хазарского Каганата, однако не утратило остатков самостоятельности[19]. Царство гуннов (савир) при правителе Алп-Илитвере, по мнению А. В. Гадло, представляло из себя образование, искавшее выхода из хазарской опеки и сближения с Албанией[20]. Недовольный убийством заговорщиками союзного албанского князя Джеваншира в 669 году, Алп-Илитвер совершает вторжение в Албанию, принудив нового албанского князя Вараз-Трдата к принятию вассальной зависимости. В 682 году Алп-Илитвер вместе с Царством гуннов принимает христианство от Кавказской Албании. Важную роль в этом событии сыграл албанский епископ Исраэль[17].

Арабо-хазарские войны происходили на территории Царства гуннов, что привело к разрушению основных культурных центров на территории Прикаспия[17]. Единое государство распадается на ряд уделов. Однако вскоре могущество прикаспийских гуннов было восстановлено. Аль-Масуди упоминает государство Джидан/Х.зан (Хунзан, Хандан)[19], населенное близким к хазарам этносом[20], которое названо самой могущественной политической единицей в регионе, главным врагом мусульманского Дербента.

Шамхальство (Шавхальство)

Образование шамхальства

Шамхальство в 1450 году

Часть гунно-савиров во время арабо-хазарских войн уходит в горы Дагестана, что подтверждается новейшими археологическими данными, и создает там государство «Тавйяк» (Горная сторона), под властью которого оказались предки современных народов нахско-дагестанской группы языков. С ними связано появление в горном Дагестане топонимов (Хунзах), оронимов и гидронимов, связанных с этнонимом «гунн». Тавйяк впоследствии распадается на Казикумухское шамхальство и Сарир[21]. Термин «шамхал» (исконная форма — шавхал, в русских летописях — шевкал) считается профессором А.Аликберовым переосмыслением старой гунно-савирской титулатуры. В район нынешнего Кумуха переселились представители тюркского родового объединения «кумук-атыкуз», от которых и пошло нынешнее название села (лакцами оно называлось Кеведи). Гумики неоднократно упоминаются во времена хазар[19]. В 1064 году гумикские неверные нападают на мусульманский Дербент. К тому же году относится возвращение 3000 хазарских семей в прежний город Кахтан, вызванное завоеванием Поволжской Хазарии новыми кочевыми племенами. Любопытно, что царь Джидана выводил, согласно Аль-Масуди, свою родословную от арабского племени кахтан.

Впоследствии правители шамхальства принимают ислам и ко времени вторжения Тамерлана уже считаются главными воителями за веру (гази), как описывают их летописец Тамерлана Низам ад-Дин Шами. У историографов Тамерлана на Кавказе также упоминается загадочная область «Мамукту». В других списках она упоминается как «область кумуков» и является «не мусульманской»[22].

Усиление шамхальства

Шамхальство в 1532 году

Усиление шамхальства относится к 16-17 векам. При шамхале Чопане I государство владело «всем краем от границ Кайтака, Кюринского округа, Аварии, Черкесии и реки Терека до моря Каспийского»[23]. Великие мусульманские державы того времени понимали важное значение правителей кумыков и стремились склонить их на свою сторону. Шамхальство в период могущественного шамхала Чопана ибн Алибека входило в состав Османской империи и участвовало в боевых действиях против Сефевидов в Ширване.

Походы Русского царства против Шамхальства

Русское царство в этот период организует ряд походов против Шамхальства. В 1567 году воевода Черемисинов взял Тарки, однако не сумел там закрепиться[24] . Основана русская крепость на Тереке (крепость Терки) и захвачены земли Тюменского владения . Вторая крупная экспедиция, направленная против Шамхальства, которая возглавляется воеводой Хворостининым потерпела неудачу — в Терки вернулась лишь четверть русского войска. В 1604 году Борис Годунов посылает русское войско в поход против Шамхальства. Вновь была взята крепость Тарки, однако положение воеводы Бутурлина было очень тяжелым из-за непрекращающейся партизанской войны кумыков[25] . Вскоре произошла Караманская битва, в которой русское войско было практически уничтожено (потери составляли 7000, окромя "людей боярских). Это сражение, по мнению Н. М. Карамзина, оставило территорию современного Дагестана вне влияния царской России ещё на целых 118 лет[26].

Распад шамхальства

В XVII веке происходит дальнейшее раздробление шамхальства; образовываются новые феодальные уделы — Эндиреевское владение, Утамышский султанат, Мехтулинское ханство, Эрпелинское владение и др. В 1642 году против шамхалов восстают лакцы и членами шамхальской династии образуется Казикумухское ханство.

Эндиреевское ханство, образованное Султан-Мутом, начинает оспаривать первенство у Тарковского шамхальства. Эндирей становится крупным культурным центром кумыков. Из-за больших размеров и важного значения он назывался «половиной Стамбула».

Русско-персидский конфликт 1651—1653 годов

В 1651 году по приглашению шамхала Сурхай III в Дагестан откочевал со своим улусом ногайский владелец Чобан-Мурза Иштереков. Для возвращения Чобан-Мурзы «под царскую руку» в Тарковское шамхальство было отправлено свыше семи тысяч царских солдат и дружины союзных Москве северокавказских феодалов. На Герменчикском поле, к северо-западу от Тарков произошло кровопролитное сражение между царской и кумыкско-ногайской армиями, завершившееся победой шаухала и его ногайского союзника. В том же году войска Сефевидов и шамхала осадили русский Сунженский острог, но не смогли его взять. Второй поход, состоявшийся в 1652—1653 годах закончился победой шамхала и Сефевидов: Сунженский острог был взят. Преемник Сурхая III Будай II был сторонником сближения с Турцией против Ирана и Россией.

Упадок шамхальства

Персидский поход Петра I

В конце XVII-начале XVIII веков шамхальство приходит в упадок. Кумыкские феодальные владения ко времени Персидского похода Петра I придерживались разных политических курсов. Эндиреевское владение было протурецкой ориентации, а тарковский шамхал Адиль-Гирей избрал пророссийскую позицию. Эндирей оказал сопротивление войскам Петра I, за что был сожжен. Сопротивление Петру оказал и Утамышский султанат в союзе с Кайтагским уцмийством. Султану Махмуду Утамышскому было направлено посольство с предложением принять российское подданство. Однако Махмуд не только не стал российским вассалом, но и убил казаков-посланников, передав Петру I, что так будет со всеми людьми императора, которые попадут к нему в руки. На реке Инчхе состоялось сражение, в котором русские, обладающие численным и технологическим превосходством, разбили войска Султан-Махмуд с подкреплением уцмия Ахмеда. Столица Утамыш была сожжена вместе с другими поселениями султаната. Владения Султан-Махмуда были переданы тарковскому шамхалу[27].

В дневнике участника похода Петра Генриха Брюса сохранилось слова Петра I о воинах Султан-Махмуда[28]:

Другой пленник, когда был подведен к шатру (адмирала Апраксина), не хотел отвечать ни на один вопрос, которые ему предложили, тогда отдали приказ его раздеть и бить плетьми. Он, получив первый удар, вырвал шпагу у стоящего рядом офицера побежал к шатру адмирала и, наверное, убил бы его, если бы два часовых, стоявших у палатки, не вонзили ему свои штыки в живот. Падая, он вырвал зубами из руки одного часового кусок мяса, после чего его убили. Когда император вошел в палатку, Адмирал Апраксин сказал, что он для того пришел в эту страну, чтоб его пожрали бешеные собаки, во всю жизнь ещё ни разу так не испугался. Император, улыбаясь, ответил: "Если б этот народ (дагестанцы) имел понятие о военном искусстве (организации), тогда бы ни одна нация не могла бы взяться за оружие с ними (то есть воевать с ними).

Убедившись, что целью Петра I является Дербент, союзник Утамышского султана уцмий Ахмед-хан подал прошение о принятии его в российское подданство. Однако это вовсе не означало успокоения дагестанских владетелей. Уже 20 сентября 1722 года комендант Дербента Андрей Юнгер доложил, что воины Хаджи-Дауда, уцмия, казикумухского Сурхай-хана и утемышского султана Махмуда захватили русский редут на реке Орта-Буган (в шестидесяти верстах от Дербента) «и люди караулные от неприятеля побиты». По сведениям дербентского наиба, трехдневный штурм обошелся нападавшим в 400 погибших, но из гарнизона в 128 солдат и шесть казаков спаслись в камышах лишь три человека . 19 и 21 сентября горцы штурмовали «транжамент» уреки Рубаса; нападение было отбито, но в укреплении обвалилась стена, и гарнизон пришлось вывести в город. Генерал-майор Кропотов доложил, что воины Султан Махмуда и уцмия напали на его арьергард под Буйнакском. Дороги стали настолько опасными, что командир аграханского укрепления полковник Маслов получил 28 августа приказ не посылать никого к армии, поскольку «проехать землею от горских народов невозможно»; в его «транжаменте» скопились курьеры с бумагами из Сената, Коллегии иностранных дел и других учреждений. Султан-Махмуд в союзе с уцмием, собрав 20 тысяч человек войска, последовали за отступающим русскими войсками, но не вступили с ними в крупное сражение[29].

Шамхал Адиль-Гирей недовольный строительством русской крепости Святого Креста вблизи Тарков решил оставить российское подданство и поднял бунт. Его пообещал поддержать уцмий Ахмед-хан, однако помощи шамхал не дождался. Шамхал Адиль-Гирей был схвачен и отправлен в ссылку в город Кола Архангельской губернии. Достоинство шамхала было упразднено. Однако власть русской администрации была очень слабой. Вскоре здесь вновь усилилось влияния персов.

Пытаясь воспользоваться благоприятной ситуацией, аварский хан Умма-хан совершает набег на шамхальство. Сражение привело к полному поражению нападавших и гибелью аварского хана[30].

Походы Надир-Шаха в Дагестан

В 1734 году Надир-Шах восстановил шамхальство, утвердив в качестве правителя сына шамхала Адиль-Гирея Хасбулата. Среди противников иранского шаха оказались другие кумыкские феодальные образования, в частности, Мехтулинское ханство. Во время походов Надир-шаха в Дагестан Ахмед-Хан Мехтулинский возглавляет объединенное дагестанское войско в Аймакинской битве, в которой персидские войска потерпели полное поражение. За разгром войск Надир-шаха, турецкий султан Махмуд I пожаловал Ахмед-хану Мехтулинскому почетное звание генерала османской армии и звание шамхала Дагестана. Аббас Кули-ага Бакиханов также пишет, что турецкий султан «…Ахмед-хану, беку Джангутайскому даровал чин силахшора и звание шамхала и 20 мешков денег»[31].

Во второй половине XVIII века происходит русификация политики шамхалов. Однако большое количество кумыкских феодалов поддержало движение Шейха Мансура, поучаствовав в крупных военных операциях повстанцев.

Кумыки в XIX веке

Политическая обстановка

Дагестан в начале XIX века

В 1796 году шамхал Мехти II становится вассалом Российской империи. В 1813 году Персия, согласно Гюлистанскому мирному договору, признавала переход к Российской империи Дагестана. Начало Кавказской войны вновь разделила кумыкское общество на два лагеря. В 1819 году Ермоловым разгромлено Мехтулинское ханство, в 20-х годах за участие в восстаниях сожжено множество крупных кумыкских селений (например, Старый Аксай). Кумыки уходили к отрядам Имамата. Несмотря на пророссийскую позицию, шамхал Мехти II разрешил проводить проповедническую деятельность Гази-Мухаммаду. Некоторые члены шамхальской семьи воевали в составе войск Имамата, провозглашаясь шамхалами. Одним из известнейших наибов Имамата являлся уроженец Эндирея — Ташев-Хаджи. В 1867 году были ликвидировано Шамхальство Тарковское. В 1877 году в Чечне и Дагестане вспыхнуло восстание против Российской империи, в котором участвовали и некоторые кумыкские села (например, село Башлыкент было сожжено).

Экономика и колонизация

После присоединения к России началась ломка традиционных социально-экономических отношений. С середины XIX века, особенно после окончания Кавказской войны, начинается бурное проникновение российского капитала в Дагестан. Начался медленный процесс внедрения капиталистических отношений. Крестьянская и земельная реформы привели к складыванию классов. Значительную часть местной буржуазии составили местные крупные землевладельцы[32].

Правительство стремилось встроить регион в общую экономическую систему страны. Именно поэтому началось заселение русских поселенцев на территорию Кумыкской плоскости, которое велось с учетом интересов коренного кумыкского населения и старожилого русского. К этому времени относится и появление немецких поселений в Кумыкии[33].

XX век. Революция. Гражданская война. Советское время

Нухбек Шамхал Тарковский
Джелал Эд-Дин Коркмасов

События 1917 года внесли существенные изменения в жизнь кумыков. Созданные на территории Кумыкии органы Временного Правительства были ликвидированы после Октябрьской революции. Кавказ погрузился в пучину Гражданской войны. Кумыкское общество раскололось надвое. В ноябре 1917 года было образовано первое правительство Горской республики (просуществовало для, а уже в январе -феврале 1918 года в регионе провозглашается Терская Советская Республика, которая впоследствии была объединена с Северо-Кавказской Советской Республикой. Её территории были заняты Белой Армией и республика была распущена. В сентябре 1918 года представители второго правительства Горской республики договорились с белыми о совместной борьбе с советскими силами. Однако в мае Дагестан был занят войсками Деникина и Горское правительство объявило о самороспуске[34]. На территории Чечни и Дагестана в 1919—1920 годах существовал Северо-Кавказский эмират, который вел боевые действия против белых. После поражения ВСЮР на территорию Северного Кавказа распространяется советская власть.

20 января 1921 года на территории Дагестанской и части территории Терской областей была образована Дагестанская Автономная Советская Социалистическая Республика[35].

Кумыки играли важную роль в формировании правительств Горской Республики. Нухбек Шамхал Тарковский в разное время был военным министром и министром иностранных дел и занимал должность исполняющего обязанности председателя Совета министров, а видный политический деятель Гайдар Баммат — министром иностранных дел Горской республики. То же самое можно сказать и про советское движение. В Дагестане образовался Революционный комитет, во главе которого встали Джелал Коркмасов и дворяне из кумыков, перешедшие на сторону большевиков Уллубий Буйнакский (потомок знаменитого Амалат-Бека) и Солтан-Саид Казбеков.

Советский период для кумыков, как и для многих народов, стал тяжелой и противоречивой эпохой. С одной стороны, кумыкский народ воспользовался культурными и экономическими достижениями советской власти, но с другой стороны, была репрессирована большая часть неугодной кумыкской интеллигенции (Т.Бейбулатов, А.Измайлов, Ал-Кылыч и многие другие), произошел процесс деэтнизации территории. Положение кумыков в республике ухудшалось. В 1937 году по ложному обвинению в пантюркизме был репрессирован талантливый кумыкский руководитель республики Джелал Коркмасов[21]. В 1944 году насильственной депортации в Хасавюртовский район подверглись жители главных исторических центров кумыков Тарков, Кяхулая и Альбурикента[36].

В течение всего советского времени происходил процесс переселения горских народов Дагестана на равнину, поощряемый властями республики, в результате чего кумыки превратились в этническое меньшинство на своих этнических территориях. К концу 80-х годов стало совершенно очевидным критическое положение кумыкского этноса: разрушены нормы, регулировавшие хозяйственные отношения на протяжении многих веков и обеспечивавшие передачу навыков земледелия и торговли последующим поколениям; ликвидирована специфическая ниша, которую занимали кумыки в региональном разделении труда; по существу уничтожена национальная интеллигенция; отторгнуты значительные территории, что повлекло за собой не только хищническое разграбление природных ресурсов, но и привело к «размыванию» естественного жизненного пространства этноса[37].

Весной 1989 сформировалось кумыкское народное движение «Тенглик», его основные цели — провозглашение национального суверенитета Кумыкии, возрождение кумыкской культуры, истории, языка и государственности в составе Федерации народов Дагестана. «Тенглик» сотрудничает с др. общественно-политическими организациями и движениями Дагестана и Кавказа. Существуют др. общественно-политические организации кумыков. («Ватан», «Танг-Чолпан»)[38].

См. также

Примечания

  1. Лавров Л. И. Историко-этнографические очерки Кавказа. Ленинград. 1978. C. 37-38.
  2. В. Ф. Минорский. История Ширвана и Дербенда X—XI вв.. — Изд-во Восточной литературы, 1963. — C.145.
  3. Иоганн Бларамберг. Историческое, топографическое, статистическое и этнографическое описание Кавказа. Нальчик. Эль-Фа. 1999.
  4. К этнической истории Терско-Сулакского междуречья по языковым и фольклорным данным. Дагестан в эпоху великого переселения народов. Махачкала, 1998.
  5. Очерки истории северных кумыков [Текст] / Ю. М. Идрисов. — Махачкала : Лотос, 2014
  6. Василий Владимирович Бартольд. Сочинения. — Наука, 1968. — Т. 5. — С. 213.
  7. Сакинат Шихамедовна Гаджиева. Кумыки: историко-этнографическое исследование. — Изд-во Академии наук СССР, 1961.
  8. Федоров-Гусейнов Г. С. История происхождения кумыков. -Махачкала. Дагкнигоиздат. 1996.
  9. Хазары: Миф и история. /Редколлегия: А. К. Аликберов, Т. М. Калинина, Т. М. Мастюгина, В. В. Наумкин, Е. Э. Носенко-Штейн (редактор-составитель), В. Я. Петрухин (редактор-составитель), В. С. Флёров, Р. Я. Эмануилов. Гешарим/Иерусалим — Мосты культуры/Москва, 2010.
  10. Языки мира: Тюркские языки. — М., 1996 г.
  11. Хангишиев Дж. М. Этногенез кумыков в свете лингвистических данных // КНКО: Вести. Вып. № 5, 2001, Махачкала.
  12. X. А. Хизроев. Современная зарубежная литература о национальном самосознании дагестанцев // Дагестан в составе России: эволюция государственно-правового статуса. М-ла, 1997
  13. Лобанов-Ростовский М. Б. Кумыки, их нравы, обычаи и законы // Кавказ. 1846.
  14. Большая Российская Энциклопедия . Москва, 1994. Вып.4.
  15. История Армении (II, 65)] или Армянская география: Сарматия (Азиатская)
  16. Птоломей Клавдий. Руководство по географии // Античная география. М., 1953. — С. 287, 321.
  17. 1 2 3 Гмыря Л. Б. Страна гуннов у Каспийских ворот. Махачкала, 1995.
  18. Гмыря Л. Б. Тюркские народы Северного Кавказа // История татар. Том II. Волжская Булгария и Великая Степь. Казань, 2006.
  19. 1 2 3 Аликберов А. К. Эпоха классического ислама на Кавказе: Абу Бакр ад-Дарбанди и его суфийская энциклопедия «Райхан ал-хака’ик» (XI—XII вв.) / А. К. Аликберов. Ответственный редактор С. М. Прозоров — М.: Вост. лит., 2003.
  20. 1 2 Гадло А. В. 1979. Этническая история Северного Кавказа IV—X вв.
  21. 1 2 см. статью Коркмасов, Джелал-эд-Дин Асельдерович
  22. Сборник материалов, относящихся к истории Золотой Орды, том II. Извлечения из персидских сочинений, собранные В. Г. Тизенгаузеном. М.-Л. АН СССР. 1941
  23. Бакиханов А.-К. Гюлистан-и Ирам. Баку.1991.
  24. Текст из «Лебедевской летописи» — л. 211 об. (ПСРЛ. — Т. 29. — С. 284). Тот же текст, но с другой орфографией, в «Никоновской летописи» (ПСРЛ. — Т. 13, 2-я пол. — С. 324).
  25. ПСРЛ, 1910, с. 57.
  26. Карамзин Н. М. История государства Российского: в 12 т. — СПб., 1816—1829.
  27. Голиков И. И. Деяния Петра Великого, мудрого преобразителя России, собранные из достоверных источников. — Изд. 2-е, М.: Типография Н. Степанова, 1838.
  28. Bruce P. H. Memoirs of Peter Henry Bruce, esq., a military officer in the services of Prussia, Russia, and Great Britain: Containing an account of his travels in Germany, Russia, Tartary, Turkey, the West-Indies… London, 1782.
  29. Персидский поход Петра Великого: Низовой корпус на берегах Каспия (1722—1735) / И. В. Курукин; Науч. ред. к.и.н. Т. А. Коняшкина; МГУ им. М. В. Ломоносова, Институт стран Азии и Африки. — М.: Квадрига, Объединенная редакция МВД России, 2010
  30. А. А. Неверовский. Краткий исторический взгляд на северный и средний Дагестан до уничтожения влияния лезгинов на Закавказье. С-П. 1848 год.
  31. Аббас-Кули-Ага Бакиханов->Гюлистан-И Ирам->Введение
  32. Бамматханов Салимхан Сайпувович — Исторические предпосылки современной экономической трансформации Дагестана. -Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата экономических наук
  33. Джамбулатов Руслан — Земельные отношения и народонаселение в Хасав-Юртовском округе (1916—1926 гг.)//Тюрки Северного Кавказа: история, археология, этнография: Сборник научных трудов / Под ред. А. А. Глашева. — М.: Эльбрусоид, 2009.
  34. см. статью Горская республика
  35. ВСЕРОССИЙСКИЙ ЦЕНТРАЛЬНЫЙ ИСПОЛНИТЕЛЬНЫЙ КОМИТЕТ. ДЕКРЕТ от 20 января 1921 года. ОБ АВТОНОМНОЙ ДАГЕСТАНСКОЙ СОЦИАЛИСТИЧЕСКОЙ СОВЕТСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ
  36. Депортации населения Дагестана в 1941—1944 годах
  37. «Дагестан: кумыкский этнос». М., «Веста», 1993
  38. Большая Российская Энциклопедия . Москва, 1994. Вып.4. С.49-57

Ссылки

  • Исторические сведения о кумыках

Земли кумыков исторические, история кумыков с древнейших времен, азамат кумыков историк.

Категория:Учителя буддизма X века, Международный олимпийский комитет.

© 2014–2023 chefeat.ru, Россия, Челябинск, ул. Речная 27, +7 (351) 365-27-13